Пятидесятница

Слово «Пятидесятница» у большинства людей вызывает ассоциацию со Святым Духом, который сошел на апостолов в виде огненных языков. Это и начало Церкви, которая, будучи помазана Духом Святым, мужественно свидетельствует по всему миру о распятом и воскресшем Иисусе Христе. И на этом, кажется, часто заканчивается все, что мы можем сказать о Пятидесятнице. Да, это главное, но существуют нюансы, которые очень обогащают наше понимание. Попробуем всмотреться в глубину этого события.

В традиции израильтян Пятидесятница была праздником жатвы первых плодов и отмечалась на пятидесятый день после еврейской Пасхи, которая была связана с исходом из Египта. И тогда для нас, христиан, праздник Пятидесятницы является образом новой, духовной жатвы. Апостолы с помощью Святого Духа становятся жнецами посева Христа. Они приносят плоды Его жертвы на кресте. В день Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день от Воскресения Христа, апостол Петр собирает обильные плоды своей первой проповеди, ибо обратилось «душ около трех тысяч» (Деян 2,41).

Пятидесятница – это также вершина самооткровения Бога, как и самооткровение Бога в Иисусе – Распятом и Воскресшем из мертвых. Бог, который явился Моисею на горе Синай после исхода народа Израиля из египетского рабства, сейчас снова является всему народу в порыве сильного ветра, в виде огненных языков и в даре говорения на разных языках. Сильный ветер в Библии возвещает присутствие Бога. Дыхание ветра является особым выражением Божьей силы, действующей в Духе Святом. Дух Святой, как огонь, очищает нас от грехов, подобно тому, как очищается серебро или золото после испытания в огне. Получив огонь Божий, собравшиеся начинают говорить на различных языках. Многообразие языков перестало быть причиной разделения. Дух Святой при участии апостолов и Церкви соединяет людей различного происхождения, разных наречий и культур в духовную семью, которая будет едина перед Богом.

Пятидесятница тесно взаимосвязана с Пасхой. Пятидесятница была для апостолов днем воскресения, началом новой жизни в Духе Святом, который открывает себя как податель жизни. Именно это мы исповедуем в Символе Веры, говоря: «Верую (…) и в Духа Святого, Господа Животворящего». Благодаря Параклету (греч. «помощник», «адвокат») они уже другие, пережившие внутреннее изменение. Будучи верными свидетелями Воскресения Христова, они несут спасение по всему миру.

Пятидесятница никак не может быть праздником двухтысячелетней давности, событием, которое мы лишь«вспоминаем» каждый год. Тогда было положено начало новому процессу, который будет длиться в веках, дабы осуществилась история спасения. Нужно помнить, что Дух Святой созидает и движет Церковь также и в наше время, непрестанно ее обновляет и ведет к совершенству, несмотря на все наши ошибки и недостатки. Дух Святой сохраняет Церковь как единое целое и ведет ее к более глубокому познанию Бога. В противном случае как объяснить тот факт, что Церкви уже две тысячи лет? Доказательством присутствия Духа Святого являются  многочисленные святые всех эпох и культур.

Хотелось бы, чтобы Дух Святой обновлял своим действием любую общину, чтобы каждый человек и каждая община с новым энтузиазмом проповедовали слово Божие, мужественно свидетельствовали о своей вере и любви к Богу. Для достижения этой цели нам, христианам, нужно чаще призывать Духа Святого, открывать Его действие в ежедневных обстоятельствах, чтобы Он становился Учителем нашей жизни.

Отрывок из статьи «Пятидесятница в истории Церкви и сегодня». о. Мартин Милчановски SVD, Волгоград

Полный текст читайте «Климент», апрель-май 2023

Фотографии: Николай Корнилов, Саратов