Это наиболее бесславный день, когда мы, убив Его, убили и нашу лучшую надежду. Мы можем хорошо приготовиться к празднованию Страстной Литургии тем, что позволим себе почувствовать глубину зла внутри нас и вокруг нас. Это может означать вхождение в муки неверующего, заключенного в пустоте самого себя. Необходимо прочувствовать деградацию людей из-за войны и насилия, боль беспомощности наркомана или алкоголика, или тюрьму греховных привычек. Предательство Иисуса может быть понято лучше, если мы размышляем над чувствами брошенной жены или мужа, над грехами священников, над чувствами людей, преданных своими друзьями или партнёрами.
Насмешки над Иисусом хорошо понимаются людьми другой национальности и цвета кожи, над которыми смеются как над второсортными. Умывание рук Пилатом может помочь нам понять нашу собственную слабость и побег от ответственности. Предательство Петра может отзываться эхом в нашей собственной слабости перед угрозами и компромиссами в жизни. Память о потерях прошлого года может помочь нам понять чувство потери, которое испытала Мария и близкие к Иисусу люди. «Чья боль как моя боль?»
Если мы будем подходить с такой восприимчивостью к Богослужению, смотря и слушая, мы обнаружим, что это не просто история, но и Таинство, в котором мы тоже принимаем участие. Мы можем принимать участие в частях чтения Страстей. Мы являемся частью Страстей. Это – Страсти человечества. Страданием Христа достигается наше спасение. Если мы позволим, чтобы оно нас коснулось, мы обнаружим, что мы похожи на людей, пришедших на Голгофу. «Когда люди, собравшиеся на зрелище, увидели, что случилось, они пошли по домам, бия себя в грудь» (Лк 22,48).
После Литургии Слова идут торжественные молитвы за Церковь и за мир. Глубина нашей испорченности делает нас невыразимо бедными. И всё же мы надеемся, что Бог прислушается к крику бедных через молитву Иисуса Распятого и Воскресшего.
После этих молитв идёт торжественное Воздвижение Креста, за которым следует поклонение верующих. Нас приглашают посмотреть на «Крест, на котором был распят Спаситель мира», и затем пойти и поклониться Кресту. Торжественная музыка приглашает нас вступить в темноту, чтобы мы смогли ждать свет с надеждой.
Заключительной частью этой Литургии является Святое Причастие. Это единственный день в году, когда Церковь не празднует Святую Мессу. После Причастия, литургия заканчивается молитвой, без благословения и без музыки. Пустота церкви и дарохранительницы, отсутствие цветов, украшений — всё это выражает ощущение потери и трагедии этого дня.
В соответствии с местными традициями люди могут организовать процессию к Гробу или молитву у креста, чтобы выразить своё почтение, но всё это не должно уклоняться от центральности Литургии и чувства потери, трагедии, пустоты и ожидания в надежде, то есть, основных частей Страстной Пятницы.
о. Майкл Скрин MSC