Это необычный день света и тьмы, верности и предательства. Иисус празднует великий исторический праздник освобождения – еврейскую Пасху. Он Сам становится Агнцем окончательного освобождения. Это – день трапез и воспоминаний, Пасхальная трапеза в истории Его народа, новая трапеза Его Тела и Крови, исполнение вечных стремлений Бога и человека.
Это история зерна пшеницы, которое умирает, история винограда, выжатого чтобы стать нашим вином, история надежды, всегда живущей в человеческом сердце. Именно в этот день мы празднуем то, что Один Человек, умерший и воскресший, становится нашим хлебом и вином. Это время, призывает нас омыть друг другу ноги, создать общину любящих учеников, чтобы люди действительно смогли увидеть, «как эти христиане любят друг друга», чтобы все знали о том, что бедные – одеты, голодные – одеты, печальные – утешены, чтобы всё творение благословило Бога за Его чудесные деяния.
Эти воспоминания и ожидания Церковь празднует различными Обрядами в Великий Четверг. Это – день радостного празднования Божьего дара Евхаристии, священства и всех служений в Церкви. Радость и благодарность людей, однако, окрашена близостью страдания и смерти.
Воспоминание Тайной Вечери
Иисус и Его ученики собираются, чтобы отпраздновать еврейскую Пасху, ассоциирующуюся в их истории и с болью, и с надеждой. Но это будет по-другому. В этом Богослужении с помощью различных символов Церковь учит нас тому, что значит быть учениками. Иисус опускается перед своими учениками на колени и омывает их ноги в знак служения, которые они должны оказывать другим. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».
Далее, Он берёт обычные человеческие дары: хлеб и вино, еду и питьё, в которых мы имеем жизненную необходимость, чтобы они стали символами Его присутствия и Его жертвы. Здесь в Горнице, под видом преломленного хлеба и излитого вина, Он даёт Себя своим ученикам. Фраза «Плоть и Кровь» означает всего Его. Затем Он оставляет трапезу, чтобы воплотить этот знак в жизнь, отдавая себя даже до смерти. «Нет больше той любви…» То, что Он сделал в Таинстве в Горнице, Он воплотил в жизнь на Голгофе, даже до последней капли своей крови.
Он просит своих учеников и нас также «совершать это в Его воспоминание». Таким образом, «когда бы вы ни ели от этого хлеба и не пили от этой чаши, сим возвещаете смерть Господню, доколе Он придёт». Значение нам ясно. Празднуя сегодня Таинство Хлеба и Вина, мы берём на себя ответственность «распознавать Тело Господа» не только в хлебе, но и в людях, чтобы претворять в жизнь Его заботу и любовь в наших отношениях с ними. Наша Литургия обладает этим чувством еврейской Пасхи в торжественной «Gloria», но музыка затем замолкает до пения «Аллилуйя» в Пасхальную Ночь. Мы входим в Страсти Христа. Тучи сгущаются. «Была ночь», – говорит Иоанн в своём Евангелии, несмотря на полную луну. Иисус идет молиться в Гефсиманский сад. Мы молимся перед святой Евхаристией. Может быть, нам захочется «остаться здесь и бодрствовать с Ним» в Его агонии или с теми, кто разделяет Его агонию в своей собственной жизни.
о. Майкл Скрин MSC