Евангелизация язычников в учении св. Павла

Чтобы понять, в чем состоит евангелизация язычников, необходимо в первую очередь четко определить, кто такой язычник и кто такой христианин. Св. Павлу здесь многое нужно сказать, поскольку Иисус не проповедовал Евангелие язычникам, а только иудеям. Он призвал Савла нести Благую Весть в языческий мир. Тот, кто хочет узнать, какое богатство представляет собой акт веры, который оправдывает человека и дает ему спасение, должен внимательно прочесть Послание к Римлянам. Если какого-то интересует вопрос: Чем отличается Божественная любовь от любви чисто человеческой, то он найдет ответ в Посланиях к Коринфянам. Тема евангелизации язычников поднимается св. Павлом в Посланиях, написанных в узах, особенно много он пишет об этом в Послании к Ефесянам.

  1. Различие между язычником и христианином

Представление о Боге

Язычество – это все религии мира.

Представление о Боге естественное, на основе книги природы.

Обычно это божок, т.е. божество, выдуманное людьми.

Такое божество является созданием человека. Перечень современных божков очень длинный, и его следует знать. Божок – это то, что для данного человека является наивысшей ценностью, ради которой он готов отдать все остальные, например алкоголь для алкоголика.

Божок нужен человеку.

***  Христианину известны свойства истинного Бога из   Откровения. Источником Откровения служит Традиция, запечатленная в Священном Писании Ветхого и Нового Завета.

Согласно Откровению, человек является творением Бога, а не наоборот. Мы нужны Богу, чтобы делиться с нами Своим счастьем, и поэтому Он создал нас.

Во Христе, Воплощенном Сыне Божьем, содержится вся полнота Откровения Бога в Троице Единого, полнота тайн человека, мира, а также зла и его механизмов. Познать Иисуса – это главное дело в жизни христианина. Чем больше мы узнаем Его, тем больше любим.

Языческая бренность и евангельская вечность

Язычество имеет в своем распоряжении лишь то, что временно и преходяще. В руках у князя мира сего есть закон смерти, но нет закона жизни. Своими действиями он стремится замкнуть человека в рамках бренного существования и заставить только в нем исполнять свою волю.

*** Христианство открыто вечности. Эта истина заключена в Воскресении Иисуса. Он воскрес из мертвых, и мы воскреснем. Земное существование – это лишь малый эпизод в нашей жизни. Нужно  исполнить то, что поручено Богом, и вступить в вечность.

Две программы

Языческие религии находятся в руках Сатаны и его демонов. Св. Павел ясно об этом пишет:

«Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять» (Еф 6, 12-13).

Апостола народов интересуют две программы. Одна принадлежит Богу, вторая – князю мира сего. Между ними идет борьба. Атака на учеников Иисуса ведется очень умно и изобретательно. Противник сильнее нас, и с точки зрения природы, у нас нет никаких шансов.

Князь языческого мира – это князь тьмы. Под его командой находятся шеренги организованной и идеально обученной армии, которые у Павла имеют свои имена – начальства и власть. Он называет их также «духами злобы поднебесной». Им принадлежит власть над всем языческим миром, и, если мы хотим противостоять язычеству, то необходимо посмотреть в глаза этим армиям духа. Мы должны противостоять им, зная, что с Иисусом мы располагаем большей силой, чем они.

***  Божий план, как сотворения, так и спасения, направлен на наше счастье, которое заключается в том, что мы возвышаемся до достоинства усыновленных детей Божьих. Это позволяет нам участвовать в жизни Самого Бога, основой которой является взаимная любовь в Троице Лиц. Включение в этот план происходит через акт веры в Иисуса как Сына Божьего, в Его воскресение, а также через посвящение в Таинстве святого крещения.

Посвящение должно формировать у человека представление о его личном достоинстве и о том богатстве, к которому он становимся сопричастным. Св. Павел пишет:

«Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.

А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф 3, 14-21).

Цель евангелизации язычников

Цель евангелизации язычников – нести свет в их мир. Для этого нужно дать им выразительное свидетельство жизни «через Христа, со Христом и во Христе», а также сообщить, что спасение возможно и для них. Св. Павел пишет:

«Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, чтó они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света; ибо все делающееся явным, свет есть.  (…) Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, чтó есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф 5, 8-20).

«Дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него» (Еф 3, 10-13).

Условия евангелизации язычников

а/ Пережить личную встречу с Иисусом и полюбить волю Отца Небесного. Исполняя ее, мы совершенствуем собственную волю и постепенно входим в Его планы как сотворения, так и спасения, участниками которых мы становимся.

б/ Принимать во внимание существование и деятельность дьявола и демонов, которые верят в истинного Бога, но не послушны Ему, исполняют свою волю, а не Его. Мы имеем дело с дьяволом не только в языческом мире, его присутствие можно обнаружить также и в Израиле, и в Церкви. Он постоянно стремится оторвать человека от Бога и поработить его.

в/ Хорошо знать языческий мир и его программы. Нужно познакомиться с ними в разных измерениях нашей жизни и нашего окружения. Мы встречаем их во всех программах, которыми руководствуется современный мир.

Пребывание ученика Иисуса в языческом мире равнозначно его выдвижению на передний край ожесточенной борьбы с князем сего мира, отцом лжи и со всеми теми, кто служит ему. Итак, евангелизация язычников – это борьба за спасение людей доброй воли. Именно по этим углом зрения св. Павел раскрывает принципы (законы), которым следует языческий мир, а также жизненные принципы, которым должен следовать ученик Иисуса. Он делает это в 4 и 5 главах Послания к Ефесянам.

2. Принципы сатаны – земная логика

«Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф 4,17-19).

Суетность ума

Сосредоточенность на второстепенных вещах и бегство от объективной иерархии ценностей. Подобный образ мышления не обогащает человека, а ведет к деградации. Сегодня этот образ мыслей нам диктуют средства массовой информации: телевидение, интернет, пресса, реклама. Виноваты ли программы в распространении в разных слоях общества такого способа мышления? Ничего подобного. У языческого мира есть своя логика и свои цели. Его главной целью является суетность ума, в основе которой лежит исполнение собственной воли. Виновны не программы, а тот, кто включает интернет, телевизор, радио, открывает прессу. Жить в языческом мире – не значит обвинять его, но знать его цели и образ действий.

Помраченные в разуме

Язычников не интересует истина. Они любят тьму лицемерия и полумрак компромиссов. Нужно знать границы мира тьмы. Высказывание св. Павла абсолютно созвучно Иоаннову определению Евангелия как света и язычества как тьмы.

Отчужденные от жизни Божьей

Язычников не интересует ни Бог, ни Иисус. Они живут в сфере временного и преходящего, и им достаточно того, что есть в ней, а если они не имеют земных благ, то их жизнь теряет всякий смысл, и они выбирают смерть. Языческий мир отчужден от Божьей жизни.

По причине невежества

Это высказывание заключает в себе две истины. Первая – язычников не интересует правда о реальном мире. Они живут иллюзиями. Не знают окружающего мира и доверяют гораздо больше людям, нежели фактам. Если в их сердцах не появится жажда истины, то невозможно будет передать ее им, поскольку они не открыты к ней. Слова здесь мало значат.

Вторая истина: выражение св. Павла «по причине невежества» относится также к полному отчуждению язычников от знания, содержащегося в Божественном Откровении. Они не отступили от него, потому что не были посвящены в это знание, т.е. в богатство откровения.

Ожесточение сердца

Это определение указывает на эгоизм и неспособность к истинной любви. Поскольку сердцу придается такое большое значение. Эгоист живет согласно девизу: «А что мне от этого будет?» Главное для него –  извлечь выгоду, поскольку его самодовольство растет по мере того, как он приобретает все больше материальных благ, которые служат пищей для его желаний и страстей.

Люди с сожженной (уничтоженной) совестью

Язычники не знают, что такое истинное благо и что такое зло. Не отличают правой руки от левой. Они строят свой мир, руководствуясь   собственными решениями, которые они могут менять в зависимости от ситуации. Ситуативная этика – это изобретение людей с ожесточенной, т.е. сожженной, совестью. Это языческая этика! С такими людьми не стоит вступать в спор, следует держаться на расстоянии от их мира.

Потонувшие в распутстве

Эротика во всех ее видах – это их мир. Везде, где ее предлагают, там язычество. Подробнее св. Павел пишет об этом несколько стихов далее, предостерегая учеников Иисуса:

«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их» (Еф 5, 3-7).

3. Принципы христианской жизни – логика вечности

Задачи христианина в языческом мире:

«Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4, 20-24).

Обращение

Преобразование. Гусеница на кочане капусты и бабочка. Две концепции жизни. Земная, это только кочан капусты. Вечная – после преобразования – это свобода бабочки.

Изменение способа мышления связано с переходом из состояния гусеницы в состояние бабочки. Для этого требуется период духовного созревания. Суть в том, чтобы совлечь с себя ветхого человека, его образ мыслей и действий и облечься в нового человека.

Такое обращение, по словам св. Павла, было условием принятия святого крещения. Сегодня это одна из наиболее серьезных проблем в Церкви. Миллионы людей крещены, но не обращены. Они либо не пережили обращение, либо пережили его в столь малой степени, что возвратились к язычеству. В своем сердце остались ветхим человеком, т.е., говоря моим языком, остались в мире гусеницы.

Основные черты христианина:

«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф 4, 25-5,2).

Зрелость христианина заключается в сверхответственности перед Богом. Ученик Иисуса делает все, зная, что делает это для Бога, и поэтому стремится сделать как можно лучше. Св. Павел описывает пространства этой ответственности (пространство ответственности – это этическое представление человека о должном в его поведении).

Первое – это любовь к истине, поскольку малейшая ложь подрывает доверие к человеку. Как наше доверие, так и Бога.  Ответственный человек никогда не лжет! Христианин всегда говорит и действует перед лицом Бога и всегда считается только с Ним. Он  знает, что Бога обмануть нельзя.

Вторым пространством ответственности является любовь к взаимному миру. Павел пишет: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем». Ссоры могут случаться, но следует помириться с братом в тот же день.

Третье важное пространство – это решительный отказ от сатаны. Павел пишет: «Не давайте места диаволу». Речь идет о месте в сердце, месте в доме, в своем окружении – друзья, соседи, школа, работа.

Сегодня все чаще требуются экзорцисты, а целью их вмешательства является поединок с дьяволом, чтобы заставить его  покинуть место, в которое он вселился. Он не исчезает, а только перебирается в другое место.

Четвертое пространство ответственности – это работа. Христианин должен сделать особый упор на ее качество, чтобы она стала выразительным свидетельством хорошо исполненного долга, а также принесла пользу другим.

Пятое пространство – это ответственность за слово. Нужно отбросить всякое «гнилое слово». Слово христианина должно назидать слушателей. Св. Павел велит оставить раздражение, т.е. упреки, критиканство, претензии, а также крики. Для этого требуется уважение к тишине и молчанию, ибо только в них созревают слова.

Шестое пространство ответственности – это взаимная доброта и милосердие, а также прощение, «как и Бог во Христе простил вас». Павел призывает подражать Богу Отцу, поскольку хорошие дети поступают так, как их Отец.

Седьмое пространство – это взаимная любовь, которая имеет божественное измерение. А мерой этой любви является способность  отдать жизнь ради других. Так, «Христос предал Себя за нас». Эти слова св. Павла прямо перекликаются с тем, что сказал Иисус: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15,13).

У нас есть четко изложенные пространства ответственности христианина. Дорасти до такого уровня ответственности – задание на всю жизнь. И каждый день является шагом на этом пути. Ответственность перед Богом позволяет жить в мире язычников и удивлять их, поскольку они обычно бегут от ответственности.

  1. Солдат Иисуса

Чрезвычайно важным элементом евангелизации язычников является умение защищаться от выдвигаемых против христиан и Церкви обвинений. В литературе II и III веков апологетика, т.е. опровержение обвинений, которые язычники предъявляли христианам, занимает ведущее место. Этим нельзя пренебрегать. После II Ватиканского Собора апологетику вычеркнули из курса лекций по теологии, сегодня уже видно, какой это было большой ошибкой. Катехизация взрослых – это в очень большой степени обучение умению отвечать на те упреки и обвинения, с которыми нам приходится сталкиваться.

Евангелизацию язычников Павел рассматривал как выход на переднюю линию сражения и призывал овладеть искусством борьбы со злом. Христианин предстает у него в качестве солдата Иисуса. Иисус этот образ не использовал. Павел подробно описывает вооружение ученика Иисуса и велит овладеть искусством ведения боя.

«Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры. которым возможете угасить все  раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф 6, 14-18).

Чресла, препоясанные истиной

Истина мобилизует человека. Нужно полюбить пояс рыцаря, борца, штангиста, боксера. Пояс истины идеально мне подходит, если я знаю правду о себе, а для этого требуется все более глубокое познание правды о Боге и о нашем противнике.

К числу важнейших заданий воина Иисуса относится умение четко распознать лицемерие, понимая, какую силу черпает в нем противник. Он является отцом лжи. Чтобы противостоять ему, необходимо близкое общение с Богом.

***Сколько людей ходят сегодня в поясе истины? Противник носит пояс лицемерия. Он знает, что тот, кто выступит против него, препоясавшись истиной, нанесет ему поражение. Правда, высказанная одним человеком, способна сокрушить миллионы лжецов.

Броня праведности

Если я праведен, т.е. верен Богу, то каждая атака лукавого разбивается о мою праведность. Праведность зависит от состояния нашей совести. В ней не должно быть уязвимых мест. Такую совесть имел Иисус, зло не могло нанести Ему удар. У Него была броня праведности. Никто из Его противников не соблюдал Закон так, как Он. Его невозможно было одолеть. Если в доспехах есть хотя бы одна брешь, то этого достаточно, чтобы суметь побороть сильного противника. Такое слабое место в вооружении Голиафа нашел Давид.

*** Еще одна большая задача – понять, какое важное значение имеет совесть и работа над ней. Совершенствование праведности – это главное упражнение солдата Иисуса. Он должен тренироваться каждый день, чтобы состояние его праведности было безупречным.

Обувь – благовествование миру

Св. Павел в точности повторяет наказ Христа, ибо Тот, посылая  учеников, велел им, чтобы всякий раз, стуча в дверь, они говорили: «Мир дому сему».

Солдат Иисуса знает свою задачу. Если он мудр, то не станет участвовать в захватнической войне. Солдат Христа готов к тому, чтобы защищаться и пополнять шеренги своей армии новыми святыми воинами и героями. В этом состоит миссионерская работа Церкви.

***В какой степени мы являемся вестниками Божьего мира? Поддаемся ли мы на провокации? Тот, кто любит истину, никогда не позволяет провоцировать себя, а мир – особенно с помощью средств массовой информации – постоянно провоцирует. Это его тактика, которую нужно знать и отвечать на нее самообладанием. Вестники  мира не поддаются на провокации, напротив – они излучают силу истины, от которой, как от скалы, отскакивает любая провокация.

Щит веры

Крепкая вера и умение ее применять. Вера – это следующее оружие в руке солдата Христа. Павел пишет об огненных стрелах, а сегодня это могут быть лазерные и атомные. Не достаточно иметь веру. Многие ее имеют, но щит висит у них в комнате в качестве украшения. Искусство использовать веру в минуту атаки злых духов – это чрезвычайно важное умение.

***Катехизация должна быть упражнением в вере! Сегодня школа – это часть переднего края борьбы за веру и Евангелие. В этой борьбе речь идет о завтрашнем дне Отчизны и Церкви в Польше.

Шлем спасения, или счастья

Ученик Иисуса ходит по улицам языческого мира в этом шлеме. Этот головной убор так красив и так бросается в глаза, что противнику не остается ничего другого, как только впадать в ярость. Он знает, что не в состоянии отнять истинное спасение, т.е. счастье, у того, кто в нем ходит. Это ореол. Он может быть шлемом. Шлем спасения – это шлем счастья, как земного, так и вечного.

***Сколько католиков носит такой шлем? Красивый, модный и дается даром!

Меч Духа – это слово Божье

Овладение искусством использовать Слово Божье. Это меч, который проникает до мозга костей. Живое Слово Бога. Кто так относится к Священному Писанию? Тот, кто понимает, что, читая Его, оттачивает меч.

***Нужно читать Евангелие и внимательно следить за тем, как сражается Иисус с помощью текстов Священного Писания. В этих поединках Он непобедим. Это важный элемент борьбы в тех кругах, где принято ссылаться на Писание.

Каковы шансы на то, чтобы совершенствовать искусство борьбы с  помощью Божьего Слова? Где школы этой борьбы? У воина Иисуса в руке только этот меч. Если его нет, то он безоружен. Как много католиков пользуются этим мечом?

Бодрствование и молитва

Последний призыв Павла связан с совершенствованием искусства борьбы, а не с вооружением воина. Апостол, подобно эху, повторяет слова Иисуса: «Бодрствуйте и молитесь».

***Молитва на фронте – это условие победы. Кто не умеет молиться, тот всегда проигрывает! Проигравших – масса. Достаточно посмотреть на страдающих от разного рода зависимостей. Миллионы жертв.

6. Темы Посланий, написанных в узах

Превращение поражения в жертвоприношение. Сатана признает только победу. Он не умеет переносить поражение. Так, он приступил к Иисусу, предлагая Ему великую победу в обмен на малое поражение, которым должен был стать отданный ему поклон.

Сын Бога, пребывая на земле, обратил поражение в победу.  Голгофа – это час великой земной победы сатаны, но Иисус обратил ее в Свою победу, потому что сошел в бездну и отворил жилище мертвых. Спас род Адама. Иисус переменил Свое поражение и страдание в жертву и отдал ее в руки Отца Небесного. Тот принял жертву и отпустил грехи всем братьям Своего Сына. Иисус учит нас, как превратить поражение, увечье, страдание, слезы, унижение и даже смерть в жертву, угодную Богу. После Его урока уже нет такой ситуации, в которой нельзя было бы принести себя в жертву.

К этой теме Павел обращается в Послании к Филиппийцам, где пишет об Иисусе, Который был послушным даже до смерти, и смерти крестной. Этим исполнил волю Отца, принеся Себя в жертву. Ни у одной другой религии мира нет столь четкого ответа на вопрос о том, в чем заключается смысл «часа» страданий и поражений в жизни человека. Смысл этого раскрыл Иисус. Известие об этом вызывает наибольшее недоумение при евангелизации язычников. Это Благая Весть. Иисус – Жертва! А послушание Отцу – это единственная мудрость.

Тайна свободы. В Послании к Галатам Павел пишет: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос». Это Послание раскрывает богатство свободы. Павел указывает на рабство закона, с которым борются евреи, и на то рабство, в которое попадает человек, когда закон плоти одерживает победу над законом духа. Приведенное св. Павлом сопоставление плодов плоти и Духа чрезвычайно точно и призывает уловить гармонию. Плоть имеет свои права, и их нужно уважать, но дух должен руководить плотью, поскольку это является условием истинной свободы. Если плоть сильнее, то человек становится ее рабом и деградирует.

Путь к истинной свободе – это исполнение воли Отца Небесного. Причастность к этой воле является секретом силы христианина. Он живет, опираясь не на свою людскую силу, а на силу воли Отца Небесного. Поскольку эта воля позволяет войти в тайну Его любви, которая превыше любого закона!

Любовь – это не чувство, это добровольное согласование нашей воли с волей Отца. Это она погружает нас в гармонию тела и духа.

Единство, которое опирается на динамизм жизни. Павел пишет о единстве Тела Христа. Единство в разнообразии через служения, которые определил Бог. Каждый член имеет свое служение. А радость заключается в гармонии: один служит всем, и все служат одному. Единство в разнообразии и разнообразие в единстве. Единство не на основе страха и насилия, к которым прибегают земные правители, но единство в любви, которой управляет Иисус как Глава Тела. Это основная тема Послания к Ефесянам.

Вечный смысл жизни. Найти свое место и задание в Иисусе Космическом, т.е. в деле сотворения и спасения! Иисус – Полнота! Павел поднимает эту тему в Послании к Колоссянам.

Чем христианин должен удивлять языческое окружение?

— Ответственностью за свои слова, поступки, поведение. Языческий мир бежит от ответственности в ложь. Христианин живет в истине.

— Умением превращать поражение в жертву, угодную Богу. Жертва всегда приносится ради спасения мира.

— Все большей внутренней свободой, которую не в состоянии ограничить даже три гвоздя креста.

— Единством в среде верующих, которое опирается на праведность, доброжелательность и взаимную любовь.

— Готовностью исполнить то, что Бог определил нам не только на земле, но и в вечности, и это будут задания, данные Божьей любовью.

Так, кратко можно изложить учение св. Павел о евангелизации язычников. Эта задача является актуальной для нас до конца нашей жизни, а для Церкви до скончания мира.

(Отец Эдвард Станек, Краков)