Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время:
39 Иисус сказал ученикам Своим притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? 40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. 41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? 42 Или, как можешь сказать брату твоему: «брат! дай, я выну сучок из глаза твоего», когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. 44 Ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. 45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
Мы распознаем людей по чертам лица, по рукам, по походке, а также по словам и поступкам. Человек произносит много хороших слов, которые исходят из искреннего доброго сердца, но также много плохих и пустых, таких как слухи, ложь, осуждения, клевета… Слова могут принести исцеление, утешение, укрепление, жизнь, они также могут причинять боль, страдание, уничтожать и убивать.
В сегодняшнем слове Божьем из Евангелия от св. Луки Иисус дает своим ученикам указания, касающиеся человеческой, в том числе общественной, жизни. Первая часть Евангелия содержит замечания для тех, кто узурпирует право быть учителями и наставниками других. Первоначально высказывание о слепых (Лк 6, 39) могло относиться к фарисеям и книжникам, которые считали себя проводниками Израиля. Иисус видел такие тенденции среди своих учеников. Тем не менее для такой роли возрастают всю жизнь в истине. Чтобы вести других необходимо сначала самому обрести видение, прозреть, увидеть то, кем я являюсь. Ученик Иисуса не становится автоматически совершенным, праведным, учителем для окружающих. Он – грешник, у него есть свои слабости и он не лучше других. Ученик осознает великую благодать быть любимым Богом, а также принимает спасение, которое является даром, а не платой за хорошее поведение. Иисус – Господь и Учитель. Ученик, прежде чем вести других, должен сам научиться у Него, как хорошо жить. Прежде всего, научиться смирению, служению, любви, умению отказаться от первого места, видению своей жизни и жизни других в истине Божьего слова. Такие отношения и образ жизни предполагают определенную зрелость. В греческом тексте сегодняшнего Евангелия от Луки 6,40 используется слово katertismenos – усовершенствовавшийся. Греческий термин означает доведенный до полной готовности, подготовленный для данного вида деятельности, квалифицированный. Поэтому ученики Иисуса должны сначала сами стать зрелыми, прежде чем учить других. Они должны оставаться твердыми и верными Иисусу, особенно в переживании креста, совершенствоваться в Божьей любви и твердо идти по пути веры и обращения! Ученик Иисуса нуждается в формировании, чтобы он мог правильно судить о реальности своей жизни и жизни других людей. Однако легче наставлять других, давать советы, предписания, тяжелее самому работать над собой в силу любви, прощения, молчания, терпения, милосердия! Не желая познать правду о себе, остаемся слепыми. Мы преувеличиваем небольшие недостатки других (сучок), но пренебрегаем чудовищностью зла и несправедливости в своей жизни (бревно). Таким образом, Иисус указывает на лицемерие и извращенность, которые ослепляют наши сердца и лишают нас возможности приносить хорошие плоды. Если мы сами не обратились, притворяемся, что все в порядке, и требуем обращения от других, то мы поступаем как лицемеры, которые видят сучок в глазе другого, а бревна в собственном не замечают. Только Бог знает, что скрыто в человеческом сердце, и Ему принадлежит право судить. Ученик Иисуса должен остерегаться суждений и вынесения приговоров.
Чтобы верно и правильно оценивать реальность, смотреть на других и на мир глазами Бога, нам нужно чистое сердце, которое имеет глубокие отношения с Иисусом и живет согласно слову Бога. Об этом говорится в следующей части сегодняшнего Евангелия. Ибо всякое дерево познаётся по плоду своему (Лк 6,44). Точно так же ученик Иисуса познается по словам и делам. Образ смокв и винограда указывает на что-то ценное, потому что это были лучшие и чаще всего употребляемые плоды земли, в то время как терновник и кустарник были не так полезны. Таким образом, Иисус побуждает своих учеников быть добрыми. Зло, хотя часто бывает длительным, всегда порождает пустоту, оно бесполезно и бесплодно. Иисус желает, чтобы Его ученики никогда не отказывались от добра, боролись за него в своем сердце, чтобы их поступки и слова приносили плоды, добрые и обильные. Потому что, в конечном счете, именно добро одержит победу!
Подумай сегодня о себе. Какое у тебя сердце? Что ты извлекаешь из него для других, добро или зло? Какое слово сегодня на твоих устах? Ученик Иисуса идет по пути истины в собственном сердце. Свет Божьего Слова освещает этот путь, принятый нами с верой, совершенствуя нас добрым словом и делом. Потому что: Уход за деревом открывается в плоде его; так в слове – помышления сердца человеческого (Сир 27, 6).
Пусть побуждением следовать по этому пути будут слова святого Павла:
Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру (Рим 12, 9).
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии
Епархии св. Климента в Саратове