21-24 февраля в Ватикане состоялась конференция «Защита несовершеннолетних в Церкви», которая стала важным шагом на пути борьбы с сексуальными злоупотреблениями и насилием в Церкви. От России в этой встрече принял участие председатель конференции католических епископов России епископ Клеменс Пиккель. Владыка Клеменс делится с нами своими путевыми заметками.
Папа Франциск просит о молитве
Во время молитвы Ангелус в воскресенье Папа Франциск призвал верующих молиться о предстоящей конференции. «Приглашаю вас помолиться за эту встречу! Я ожидаю от нее проявления глубокой пастырской ответственности перед лицом насущной проблемы нашего времени». Эта беспрецедентная конференция в Ватикане посвящена последствиям скандалов, связанных со злоупотреблениями в Церкви. Помимо председателей епископских конференций к участию в ней приглашены высокопоставленные представители религиозных орденов, церковных общин и римской курии.
Накануне первого дня конференции
Из своего окна я вижу место наших будущих встреч и купол собора Святого Петра. Идти до него пешком не больше десяти минут. Когда-то кардинал Майснер порекомендовал мне этот дом сестер-паллоттинок, и с тех пор я останавливался здесь много раз.
Я намеренно приехал в Рим на день раньше, чтобы успеть сделать кое-что до начала конференции по защите детей. Мессу я служил утром у подножия холма, куда Иоанн Павел II часто удалялся, чтобы набраться сил. В течение дня я встретился с двумя генеральными настоятельницами монашеских общин, которые давно служат в моей епархии. На просьбы об интервью я ответил отказом: мне кажется, сейчас важнее слушать, чем говорить. Ближе к вечеру мы встретились на обед с архиепископом Тадеушем Кондрусевичем (сейчас епископом в Минске, а прежде – в Москве). Конечно же, главным образом, для того, чтобы поговорить, а не поесть.
Что ждет нас завтра? Серьезность конференции, на которую нас собрал Папа Франциск, заранее подогревает умы. Многие согласны с вновь прозвучавшим мнением, что нужно нечто большее, чем только молитва. Я согласен… Конечно, если «не только» не означает «вместо». И если сказанное перед экраном компьютера «О, Боже!» не засчитывается задним числом как молитва. Вместо того, чтобы в знак протеста семь дней не ходить в церковь, стоило бы, напротив, пойти в храм в знак солидарности в предстоящие три дня. Разве нет?
Первый день работы
Все, кто хотел бы получить достоверную информацию о конференции по защите несовершеннолетних в Ватикане, могут сделать это на сайте Vatican News. Быстро, подробно, правдиво. Я могу подтвердить это, потому что я был там.
Лично для меня это был особый опыт близости к Церкви, иначе, чем всегда. Я еще никогда так пристально не занимался вопросом сексуального насилия над несовершеннолетними, потому что — наверное, следует сказать: слава Богу? — в России у нас другие проблемы. Встреча прекрасно подготовлена, Папа всегда был вместе с нами, в том числе и во время перерывов на кофе. Он даже передал привет нашему генеральному викарию, который сейчас болеет.
Вечером я хотел еще раз в тишине перечитать доклады, прозвучавшие в течение дня. К сожалению, русский и немецкий не входят в число четырех официальных языков конференции. Мне очень помог сайт конференции, который я всем рекомендую.
День третий
Лекции, вопросы, дискуссии в рабочих группах… Подошел к концу третий день этой экстраординарной конференции по защите детей. День завершился покаянной литургией с Папой Франциском, который также и сегодня полностью участвовал в работе.
Объективные, подробные тексты и видео можно найти в новостях Ватикана, если вы зайдете на их домашнюю страницу. Там же можно будет найти трансляцию заключительной Мессы. Есть много аспектов, которые характеризуют эту встречу: объективность докладов, но также и неизбежная эмоциональность, особенно во время встреч с жертвами сексуального насилия над несовершеннолетними со стороны священников, обилие информации и выступлений. Но вместе с тем есть печаль от услышанного и сдержанная надежда.
Меня до самого конца не покидало ощущение, что никто не верит, что у нас в Католической Церкви в России нет случаев насилия со стороны представителей Церкви. Не только светские журналисты, но и твои собственные братья и сестры считают тебя поверхностным или наивным. В лучшем случае говорят: подожди, скоро эта проблема коснется и вас. — Что ж, может быть. И мы должны быть к этому готовы. Лучше сделать все, чтобы предотвратить это. И как раз об этом главным образом шла речь на конференции: что должны делать мы, Церковь, и мы, епископы в Церкви, чтобы ни один ребенок больше не испытал этот ужас? Мы не должны начинать с нуля. Это ясно.
Тема этой конференции была очень трудной. Ежедневная общая молитва, вплоть до покаянной литургии, помогала нам не потерять нить. Я имею в виду: нить, ведущую вверх. И на полях конференции произошло много прекрасных, вдохновляющих и придающих силы событий: встречи с друзьями, простота Папы, базилика Святого Петра …
Слово напутствия
Сразу после Мессы со Святейшим Отцом он произнес заключительную речь, которая имеет огромное значение, о которой также можно прочитать в Ватиканских новостях. На этом завершилась конференция по защите детей. Я думаю, было хорошо, что Папа, не отвлекаясь от темы, воспользовался всеобщим интересом, чтобы привлечь внимание к всемирным масштабам жестокого обращения с несовершеннолетними. Пусть его слова будут услышаны, а не привычно отвергнуты: «Мы с вами сходимся во мнении? Значит мне стоит пересмотреть своё мнение». (Это у меня из Германии.)
Бывают дни, которые нелегко забыть
Я продолжаю мысленно возвращаться к прошедшей конференции. Я не удивлен, что первые недовольные голоса зазвучали уже через несколько минут после заключительных слов Святейшего Отца. В ходе конференции он вполне сознательно назвал Церковь «Матерью». Мне кажется, было бы хорошо, если бы ее дети знали об этом, даже и те, кто от нее отрекся. Церковь — это не общество и не клуб. И ее на самом деле можно любить. Хотя на фоне новостей, пришедших сегодня из Австралии, ее облик, конечно, оказывается еще более искажен. Как много приходится страдать Христу…
Я благодарен за эти дни в Риме, потому что углубленное знакомство с темой насилия над детьми и подростками (и не только в Церкви) и их защиты — это отличное домашнее задание по пастырской работе, которое я с готовностью принимаю. Течение, против которого при этом приходится плыть, — это не Церковь.
Не в последнюю очередь я благодарен за побочный эффект этого собрания: я был особенно рад встречам (к сожалению, теперь редким) с русскоязычными участниками из Казахстана, Узбекистана, Беларуси, Молдавии, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, а также из Латвии, Эстонии и Украины.
Посреди бури недовольства и обвинений, от которых многие теряют дар речи, я услышал иной голос. Журналист Петер Зеевальд, который когда-то покинул Католическую Церковь, а затем вновь вернулся в нее после интервью с Йозефом Ратцингером, не может смотреть безразлично на то, что делают многие его коллеги. «Сексуальные злоупотребления — это проблема Церкви, но не только ее. … Почти сто процентов случаев сексуального насилия происходят в семьях, в спортивных командах, в государственных учреждениях и т. д. И те, кто использует скандал в Церкви для реализации своих целей, не только показывает, что не заслуживает доверия, но и становится добровольным пособником преступления», сказал он в своей статье. Я благодарен ему за это.
Источник: http://catholic-russia.ru