Великий Четверг
Это необычный день света и тьмы, верности и предательства. Иисус празднует великий исторический праздник освобождения – еврейскую Пасху. Он Сам становится Агнцем окончательного освобождения. Это – день трапез и воспоминаний, Пасхальная трапеза в истории Его народа, новая трапеза Его Тела и Крови, исполнение вечных стремлений Бога и человека.
Это история зерна пшеницы, которое умирает, история винограда, выжатого чтобы стать нашим вином, история надежды, всегда живущей в человеческом сердце. Именно в этот день мы празднуем то, что Один Человек, умерший и воскресший, становится нашим хлебом и вином. Это время, призывает нас омыть друг другу ноги, создать общину любящих учеников, чтобы люди действительно смогли увидеть, «как эти христиане любят друг друга», чтобы все знали о том, что бедные – одеты, голодные – одеты, печальные – утешены, чтобы всё творение благословило Бога за Его чудесные деяния.
Эти воспоминания и ожидания Церковь празднует различными Обрядами в Великий Четверг. Это – день радостного празднования Божьего дара Евхаристии, священства и всех служений в Церкви. Радость и благодарность людей, однако, окрашена близостью страдания и смерти.
Приход Воздвижения Святого Креста, Казань
Приход Пресвятого Сердца Иисуса, Самара
Приход Святого Иосифа, Нальчик
Приход Воздвижения Святого Креста, Ульяновск
Приход Христа Царя, Маркс
Приход Успения Девы Марии, Алексеевка
Приход Успения Пресвятой Богородицы, Астрахань
Приход Святых Апостолов Петра и Павла, Туапсе
Приход Святого Николая, Волгоград
Приход Святых Апостолов Фаддея и Симона, Сочи
Приход Тайной Вечери, Ростов-на-Дону
Приход Неустанной Помощи Божией Матери, Орск
Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской, Оренбург
Приход Святого Климента, Саратов
Приход Пресвятой Девы Марии Заступницы, Воронеж
Воспоминание Тайной Вечери
Иисус и Его ученики собираются, чтобы отпраздновать еврейскую Пасху, ассоциирующуюся в их истории и с болью, и с надеждой. Но это будет по-другому. В этом Богослужении с помощью различных символов Церковь учит нас тому, что значит быть учениками. Иисус опускается перед своими учениками на колени и омывает их ноги в знак служения, которые они должны оказывать другим. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».
Далее, Он берёт обычные человеческие дары: хлеб и вино, еду и питьё, в которых мы имеем жизненную необходимость, чтобы они стали символами Его присутствия и Его жертвы. Здесь в Горнице, под видом преломленного хлеба и излитого вина, Он даёт Себя своим ученикам. Фраза «Плоть и Кровь» означает всего Его. Затем Он оставляет трапезу, чтобы воплотить этот знак в жизнь, отдавая себя даже до смерти. «Нет больше той любви…» То, что Он сделал в Таинстве в Горнице, Он воплотил в жизнь на Голгофе, даже до последней капли своей крови.
Он просит своих учеников и нас также «совершать это в Его воспоминание». Таким образом, «когда бы вы ни ели от этого хлеба и не пили от этой чаши, сим возвещаете смерть Господню, доколе Он придёт». Значение нам ясно. Празднуя сегодня Таинство Хлеба и Вина, мы берём на себя ответственность «распознавать Тело Господа» не только в хлебе, но и в людях, чтобы претворять в жизнь Его заботу и любовь в наших отношениях с ними.
Наша Литургия обладает этим чувством еврейской Пасхи в торжественной «Gloria», но музыка затем замолкает до пения «Аллилуйя» в Пасхальную Ночь. Мы входим в Страсти Христа. Тучи сгущаются. «Была ночь», – говорит Иоанн в своём Евангелии, несмотря на полную луну. Иисус идет молиться в Гефсиманский сад. Мы молимся перед святой Евхаристией. Может быть, нам захочется «остаться здесь и бодрствовать с Ним» в Его агонии или с теми, кто разделяет Его агонию в своей собственной жизни.
(о. Майкл Скрин. «Наша Страстная Неделя»)