«Без любви нет ничего благоугодного Богу»

23 ноября — день памяти Святого Климента Римского, покровителя нашей Епархии. 

Фраза, вынесенная в заголовок настоящего материала, только на латинском языке (Sine сaritate nihil placitum Deo), встречает всех прихожан и гостей Кафедрального Собора Святых Апостолов Петра и Павла в Саратове. Изречение, начертанное над алтарной частью храма, взято из «Послания к Коринфянам» – но не Апостола Павла, а его славного последователя, имя которого носит саратовский приход и вся наша епархия – Святого Климента Римского. Об этом уникальном документе и о житии его автора, отраженном на рельефах, расположенных с внешней стороны хоров Собора, мы расскажем в этой статье.

Житие Святого Климента: ранние годы

 Святой Климент был епископом Рима, и, ввиду особенностей его служения, Церковь считает его четвертым по счету Папой Римским в истории (хотя сам титул Папы появился лишь через два столетия после его мученической кончины). Избрание его епископом обычно относят к 88 году от Р.Х., датой смерти считается 97 год от Р.Х. Есть, правда, данные о том, что эти даты могли быть и иными. И вот здесь следует отметить нечто очень важное, что касается и Святого Климента, и других ранних христианских святых: даже если не все точно известно об их жизни, даже если есть разночтения (как в случае со Святым Климентом Римским) в житиях в западной и восточной традициях, мы знаем главное: эти люди действительно жили и умерли во Славу Божию. Агиография (богословская дисциплина, изучающая жития святых) – это не история или археология – у нее другие задачи: исследовать богословские аспекты святости и отчасти проанализировать место и роль того или иного святого в истории Церкви, а не государства. Жития и мартирии (описания подвигов и кончины мучеников) содержат легенды, но это не выдумки – это переосмысленные и особым образом, в соответствии с жанром жития или мартирия, пересказанные факты. К тому же, Святой Климент оставил нам главное свидетельство своего служения на Земле – вышеупомянутое «Послание к Коринфянам». Иногда встречается наименование «Первое послание к Коринфянам» Святого Климента, но такое название неточно, так как условно называемое «Второе послание к Коринфянам» долгое время приписывалось Святому Клименту, но позже было доказано, что этот документ принадлежит перу другого автора. Относительно же подлинности «первого» послания сомнений нет ни у светских историков, ни у церковных. Ниже мы кратко рассмотрим этот труд, а здесь дадим все же общее впечатление о ранних этапах жизненного пути Святого Климента – пути, который закончился, как известно, на Крымском полуострове.

Подробное и красочное житие Святого Климента приводится в знаменитой средневековой книге «Золотая легенда». Этот сборник христианских легенд и житий был составлен блаженным Иаковом Ворагинским, монахом-доминиканцем, издан в 1260 году и до XVI века считался второй по популярности христианской книгой после Библии. Житие Святого Климента там изобилует невероятными приключениями: в нем описывается история пропажи матери и братьев Климента в результате кораблекрушения, чудесное воссоединение семьи и присоединение еев полном составе к Церкви, ревностное служение сначала в Риме, а затем, после ссылки, в Крыму, в Херсонесе Таврическом (нынешний Севастополь). Несколько отличается от западного, но не менее красочно и житие Святого Климента в восточной (в том числе, православной) традиции. Желающие могут найти в библиотеке или в Интернете этот вариант жития, изложенного в трудах святого православной церкви Дмитрия Ростовского.

Мы не станем здесь описывать подробно все злоключения семьи Климента, отметим главное: на будущего святого оказало значительное влияние личное знакомство со Святым Петром, возможно – со святым Павлом, а также Святым Варнавой, апостолом от семидесяти (к числу так называемых «апостолов от семидесяти» относят последователей Христа, проповедовавших Его учение в I веке – в том числе и самого Климента).На то, что «Климент лично видел апостолов и собственными ушами слышал их проповедь», указывал в своих сочинениях Святой Ириней Лионский, которого Церковь в лице Папы Франциска готовится провозгласить Учителем Церкви.

Вдохновленный проповедями Варнавы, Климент отправился на Восток, в Иудею, где принял крещение от Святого Петра. Именно это событие отражено на первом рельефе из тех девяти, что отображают в саратовском Соборе путь земного служения Святого Климента:

Впоследствии Климент стал одним из ближайших сподвижников Апостола Петра и был лично рукоположен им в епископы, а спустя еще некоторое время возглавил Римскую церковь:

Это было неспокойное время: продолжались гонения на христиан, а также намечались разногласия внутри Церкви, хотя это был лишь период ее становления. Климент, однако, управлял Церковью с верой и мудростью и прославился многими благодеяниями. Его проповедь была чрезвычайно убедительнаи, по некоторым данным, именно его упоминал среди тех, чьи «имена записаны в книге жизни» Святой Апостол Павел в «Послании к Филиппийцам».

Ссылка в Крым: чудеса и мученичество

Многие язычники обращались в христианство под влиянием Святого Климента. Это, разумеется, не могло понравиться римским властям, и, в конце концов, разгневанный император Траян сослал святителя вместе с тысячами других христиан в Крым. Святой Климент был приговорен к каторжному труду в каменоломнях в месте, которое ныне известно как Инкерманские штольни. Условия труда были чудовищно тяжелыми, но больше всего мучил узников острый недостаток питьевой воды. Святой Климент горячо молился о чуде, и Господь явил его: святому было видение, благодаря которому был открыт источник чистой воды:

Находясь в заключении, святой Климент наставлял и поддерживал свою паству – таких же обездоленных узников, как и он сам. Благодаря ему почти отчаявшиеся находили утешение и могли вместе со святителем возносить молитвы Творцу:

Святой Климент также невероятно активно занимался миссионерским служением: внимая его проповеди, сотни язычников просили о крещении и становились членами Церкви Христовой. Как гласит предание, бывали дни, когда он лично крестил до 500 катехуменов:

Множество раз к Святому Клименту приходили представители властей и уговаривали его прекратить проповедь, смириться, перестать нести людям Слово Божие. Климент же, несмотря на давление, всякий раз отказывался:

Твердость в вере и приверженность заветам Господа и Его апостолов была расценена языческими начальниками как злостное неповиновение приказам. Святого Климента арестовали и приговорили к мучительной казни – утоплению:

Святителя привязали к якорю и сбросили в море. Сделано это было еще и затем, чтобы ученики Климента не смогли его достойно похоронить. Однако христиане, которых окормлял при земной жизни Святой Климент, и их потомки молились об обретении мощей святителя, и, как гласит легенда, на протяжении нескольких веков на месте казни мученика можно было в день его памяти каждый год наблюдать чудесный отлив моря, открывавший взорам нерукотворную святыню с мощами Святого Климента:

В 861 году от Р.Х. мощи Святого Климента были обретены Святыми Кириллом и Мефодием. Святой Кирилл лично перевез мощи в Рим и передал их Папе Адриану II, который поместил их в Базилике Святого Климента – одной из старейших и красивейших римских базилик, мозаика и роспись которой вдохновили авторов росписи в казанском храме и в Кафедральном Соборе Саратова:

Таково, в очень кратком изложении, житие Святого Климента Римского, главные вехи которого отражены на рельефах Кафедрального Собора тезоименной епархии. Отметим, что рельефы созданы Олегом Шевелевым, художником родом из Оренбурга, живущим в Казани. Его работы украшают не только саратовский Кафедральный Собор, но и другие католические храмы России и Казахстана.

 Святой Климент как покровитель славян

Другая часть мощей Святого Климента осталась в Херсонесе, где они хранились в мраморной гробнице до взятия города князем Владимиром. В 988 или 989 году от Р.Х. мощи Святого Климента (вместе с гробницей) по его приказу были перенесены в Киев, где находились сначала в Десятинной церкви, а затем в Соборе Святой Софии. Именно поэтому Святой Климент был очень почитаем на Руси и считался первым небесным покровителем Земли Русской. Затем эти реликвии были перенесены в Киево-Печерский монастырь. Еще одна часть мощей осталась в Крыму, точнее в Инкерманском пещерном монастыре.

Бытует мнение, что именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской Курии просветительскую миссию Святых Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До этого многие богословы считали, что хвала Богу может возноситься только на трех языках, на которых Пилат велел написать на табличке над головой распятого Иисуса Христа (на еврейском, греческом и латинском). В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке несколько произведений, наиболее известное из которых дошло до нас в славянском переводе под названием «Слово на перенесение мощем преславнаго Климента, историческую имущи беседу» (для краткости этот труд иногда именуют «Корсунской легендой»).

«Послание к Коринфянам» Святого Климента

Как уже отмечалось выше, главным источником достоверной информации и главным богословским трудом, созданным Святым Климентом Римским, является вышеназванное обращение святителя к коринфским христианам. Это довольно объемный текст (книга состоит из 65 глав – правда, коротких), содержащий наставления по многим основополагающим вопросам. Интересно, что еще в III–IV вв. текст «Послания…» Климента считался каноническим: его читали на службах наряду с другими книгами Нового Завета. История создания этого документа, вкратце, такова: в Коринфе несколько молодых соперников сместили пресвитеров общины. Об этом неприятном деле вспоминает и святой Ириней, который пишет: «Во времена Климента между братьями в Коринфе возникли серьезные разногласия, поэтому Римская Церковь направила к коринфянам очень важное письмо, чтобы примирить их в мире, восстановить в них веру и возвестить предание, которое она недавно получила от апостолов». Таким образом, можно сказать, что это послание представляет собой первое проявление первенства Римской Церкви после смерти святого Петра. Считается, что идея апостольского преемства впервые была сформулирована именно Святым Климентом в его «Послании к Коринфянам»:

«И апостолы наши знали через Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском звании. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение».

Современному читателю текст «Послания…» Святого Климента может показаться несколько более суровым, чем привычная относительно мягкая  новозаветная проповедь: очень красноречиво звучат даже сами заголовки некоторых глав: «Человеку нечем гордиться» или «Нечестивым свойственно гнать праведных людей». Но здесь же рядом мы видим и иное: «Будем повиноваться Богу, а не виновникам возмущения» и, самое главное, «Будем молиться о том, чтобы нам достигнуть любви». И помнить о том, что «без любви нет ничего благоугодного Богу».

Автор: Зоя Жалнина, Саратов

Фото рельефов: о. Герард Орозко Орозко

Фото образа св. Климента и алтарного рельефа с абсидой: Николай Корнилов, Саратов