Завязка сюжета книги
Главных героев трое: Товит, его сын Товия и Сарра, дальняя родственница. Жизнь отца описана чрезвычайно сложно.
После представления человеческого и религиозного контекста книги повествование начинается с праздника Пятидесятницы, в котором празднуется солидарность народа Божия в память об освобождении исхода (ср. Тов 2,1-3, 6).
Эта солидарность является частью Божьего плана истории, доступ к которому осуществляется через молитву (ср. 3,7-17). Вместе с молитвой приходит мудрость, которая является условием для продвижения по этому плану и его осуществления. Мудрость передается с торжественностью завета (ср. Тов 4,1-21).
Праздник Пятидесятницы завершается скорбным знамением: на площади лежит брошенный труп мужчины, задушенного за то, что он еврей. Каждый израильтянин знает, что Пятидесятница – это праздник дарования Закона на горе Синай, и через Закон Товит чувствует брошенный ему вызов, открываясь таким образом жесту любви к брату.
Он похоронит тело убитого соплеменника, несмотря на риск, который влечет за собой этот жест. Этот факт достоин упоминания, поскольку в тексте, где, кажется, царит фарисейское благочестие, мы сталкиваемся с верой из посланий к Римлянам и к Галатам. У Павла любовь проявляется неявно в первых главах (ср. Рим. 1-8) и проявляется внезапно в проявлении милосердия в 12-й главе. В послании к Римлянам, как и в книге Товита, связь между верностью Закону и любовью к ближнему обеспечивается милосердием (ср. Рим 12,1). В этом смысле Товит призван утверждать, что для него Закон является высшим благом. Но с серьезным последствием: чем ближе к нему подходит Бог, тем более требовательным и обескураживающим становится Его присутствие.
Для Товита это именно так и происходит. Уставший после погребения убитого брата он отдыхает, и во время его отдыха происходит непредвиденная случайность: воробьиный помет попадает ему на глаза, и он слепнет. Затем наступает конфликт, недоразумение с женой (ср. Тов 2,14). Все это вызывает такое смятение в душе человека Божия, что он просит смерти.
Материал подготовил о. Альфредо Паласиос, Нальчик