«Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6,36)

Саратов, 21.10.2023 г.

Священникам и монашествующим,

а также всем крещёным и миропомазанным

в Епархии Святого Климента в Саратове.

 

Дорогие братья и сёстры!

Мне было 14 лет, когда мне впервые выпала честь участвовать в уикенде в легендарном епархиальном доме молодёжи. Кажется, что многим из участников даже не важно было, на какую тему нас пригласили. Важно было встретится с единомышленниками, ровесниками, найти новых друзей. Мы чувствовали себя привилегированными, зная, что в этом необычном доме в горах всегда не хватало места.

В первый день нам дали задачу нарисовать профессию, к которой мы стремимся. Я нарисовал «Трабант 601», т.е. почти единственную доступную легковушку, которой пользовались в церковных кругах в ГДР, и человечка. – В комментарии я объяснял, что это социальный работник Каритас, который посещает одиноких стариков и лежащих дома больных, а также многодетные семьи, бедных и т. д. (Мой восприемник при миропомазании был таким). Мне также не сложно было отвечать на вопрос: почему я думал о такой профессии? – «Хочу помогать людям». И этого хотели многие из нас. – Молодёжный идеализм?

… или чувство человеческого призвания? Чувство способности, вложенной Творцом, которая других и Тебя делает счастливыми?

Со временем я узнал и о других существенных чертах Церкви, через которые Она осуществляет свою миссию и выражает свою доброту, свою любовь к людям, точнее, к Богу и людям! Ведь в это время Бог в моих размышлениях получил своё основополагающее место. Я начал понимать (это больше, чем «знать»), что всё связанно с Ним. Когда Ты это видишь, видишь яснее.

Богословие описывает три существенные черты Церкви – общины верующих христиан. Они являются важнейшими характеристиками Церкви. Без организации общинной жизни их реализация была бы невозможна или была бы возможна в меньшей степени. Это:

  1. Свидетельство (др.-греч. μαρτυρία martyría): свидетельство, провозглашение и распространение Евангелия. – Проповедь. Катехизация. Ясный христианский образ жизни,
  2. Литургия (λειτουργία leiturgía): богослужение, общая молитва, особенно совершение Евхаристии, и
  3. Диакония (διακονία diakonia): Служение людям, бедным и нуждающимся. – Множество монашеских конгрегаций, Каритас.

В этих чертах мы встречаемся со Христом, с Его миссией как пророка (свидетельство), священника (Литургия) и пастыря (диакония); а весь народ Божий (Церковь) – это важно принимать всерьёз – весь народ Божий и все его члены (Ты и я) участвуем в этих служениях посредством крещения и миропомазания.

Дорогие, я начал это письмо не для того, чтобы читать вам богословскую лекцию, которую часть из вас помнит и без меня. Я хотел бы направить ваши мысли в следующем направлении: задавали ли вы себе когда-либо вопрос: каким из этих трёх «путей» вы пришли ко Христу? «Вера от слушания», – пишет святой Павел (Рим 10,17). Значит, свидетельство других привело нас к Нему. В общем – так, но, не противореча этому, я могу сказать, что знаю людей, которые «пришли к Богу» из-за красивой, торжественной, «божественной» Литургии. И, в-третьих, конечно, все знаем, что нужда в гуманитарной помощи привела немало людей на пороги храмов. Встреча с самоотверженным служением простых людей, диакония, смогла и может открыть человеку внутреннюю дверь в неведомую обитель доверия и милосердия.

Я хорошо помню круглые табуретки на трех ножках, которые я купил себе после переезда в Саратов. На них сидели почти все, кто обедал у меня в конце 90-ых. Табуретки оказались на удивление устойчивыми, но, когда одна из трёх ножек ломалась, вся табуретка становилась негодной. Этот пример я сравниваю с церковной жизнью: свидетельство – одна «нога», Литургия – вторая, диакония – третья! Сам Господь желает этими путями прийти к людям, сегодня. Проблема в том, что, смотря чисто по-человечески, все эти три ноги у нас шатаются. Достаточно ли мы над этим работаем? Искусство проповеди!Уровень катехизации! Красота песнопений, храма…! Любовь к бедным? Вопрос не в обвинении, сколько другим не хватает для совершенства, а: над чем мне работать в первую очередь? Ведь как после исповеди бесполезно уходить с постановлением «больше не грешить» в общем. Необходимо конкретное постановление, конкретный шаг, потом следующий и т. д.

Предстоящая вновь «Неделя Милосердия» (в этом году с 12 по 19 ноября) призывает нас к конкретному укреплению одной из трёх опорных ног, к обновлению духа диаконии в нашей Епархии. Воспринимаем ли мы окружающий нас мир глазами Христа? Видим ли мы то, что Он видит?

Может быть, достаточно отметить День бедных (19 ноября)? По будням всё равно ничего не организуешь? Наши приходы в России часто «воскресные», существуют лишь один день в неделю. – А бедные?

А бедные?

Дорогие, вы милосердные по натуре, милосердные всегда, уже? Чего-то, наверное, всё же не хватает. Что вам в вашей жизни помогло стать более милосердным? В известной проповеди перед множеством людей Иисус поднял планку еще выше: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6,36). Итак, возникает вопрос: как упражняться в милосердии?

На плакате «Недели Милосердия», как и в предыдущие годы, вы найдёте наши ставшие уже традиционными акции, которые можно также назвать «упражнениями в диаконии»: акция «1 килограмм», сбор пожертвований, посещение больных и одиноких, онлайн-конференции, ярмарки, концерты, выставки, дни открытых дверей… Я надеюсь, что эти мероприятия проводятся, по мере возможности, в каждом приходе.

Но и одному, у себя дома, можно упражняться. «Милосердие», как мне кажется, это ключ к пониманию многих высказываний и текстов Папы Франциска. Стоит перечитать их (ещё раз) из этого ракурса. Или: в течение всех восьми дней «Недели Милосердия» можно утром размышлять над одним текстом из Евангелия (а, может быть, и из Ветхого Завета), который указывает нам на милосердие Бога в отношении к человеку, и таким образом призывает нас к подражанию. Размышлять с личными выводами! (Можно во время встречи вместе определить, какие тексты выбрать для размышления. Можно, конечно, и вместе читать и обогащать друг друга, например, во время Lectio divina.) Наконец, я и здесь не хочу недооценивать важность тихой молитвы, перед Святыми Дарами в храме или в своей комнате дома. «Ради Его страданий, будь милосерден к нам и ко всему миру!»

Братья и сёстры, «Неделя Милосердия» – не мероприятие для отчёта перед кем-то, после которого мы поставим «галочку» и закроем тему. Пусть она станет настоящим упражнением, которое поможет нам жить своим христианским призванием более совершенным образом, любя Бога и ближнего открытым сердцем.

С любовью во Христе,

+ Клеменс