Размышления о синодальности. Максим Холодков, Краснодар

В приходе Розария Пресвятой Девы Марии и святой Варвары в Краснодаре местный этап Синода проходит необычно. По воскресеньям настоятель и инициативная группа готовит анкеты по темам Синода. Вопросы раздают после воскресного богослужения. Также вопросы можно найти на сайте прихода в рубрике Синодальный путь.

1.     Спутники

Мне кажется, Церковь часто забывает о том, как много людей за её пределами не знакомы даже с самыми базовыми истинами веры. Да, они могли видеть какие-то произведения искусства на религиозные темы, что-то слышать об отдельных библейских сюжетах, но их суждения о католичестве основаны в лучшем случае на стереотипах массовой культуры, в худшем – на связанных с Церковью скандалах. Этот момент следует особенно учитывать при составлении материалов для катехизации. А тем, кто её проводит, нужно заранее готовиться к трудным вопросам.

2.     Слушать

С сожалением следует отметить, что голос молодых людей слышен в Церкви особенно слабо. Дело не только в том, что молодёжь в любом приходе является меньшинством, но и, не побоюсь этого слова, в высокомерии, с которым к ней относятся многие миряне постарше и даже некоторая часть духовенства. Признавая авторитет и учительство Церкви, считаю нужным, во-первых, предостеречь от публичного и огульного обвинения всех молодых людей в чём бы то ни было (аморальности, инфантильности, плохих социальных навыках, неприспособленности к жизни), во-вторых, напомнить, что именно молодёжи предстоит найти ответы на вызовы современности. Как человек, достигший 30-летнего возраста, я могу понять то недоумение, которое порой вызывает мода, увлечения и социальные отношения последних лет, но стоит держать в уме, что тем, кто сейчас молод, предстоит жить в совсем другом мире, чем нам, поэтому в каких-то вопросах им виднее.

3.     Брать слово

С удовольствием и облегчением признаю, что не могу вспомнить ни одного случая, чтобы люди, говорящие от имени Католической Церкви в России, позволяли себе излишне резкие и провокационные высказывания. В современном мире, где каждый норовит оскорбиться по малейшему поводу, российские католики проявляют приличествующую им сдержанность. Что касается общения внутри Церкви, особенно «снизу вверх», то здесь ключевую роль играют приходские священники, их готовность уделять время своей пастве за пределами богослужений. Возможно, те же ящики, куда мы сегодня опускаем результаты своих размышлений, стоит оставить для обращений, которые миряне по каким-то причинам не могут передать священнику лично.

4.     Священнопразднование

Удалённость приходов на большие расстояния друг от друга была одной из главных проблем за всё время существования Католической Церкви в России. Стоит похвалить духовенство епархий за то, что по мере сил уделяют внимание даже самым малым общинам верующих, которые в других странах едва ли могли считаться за полноценный приход. Для укрепления единства внутри деканатов, возможно, было бы не лишним периодически, несколько раз в год или в преддверии престольных праздников и торжеств, совместно молиться за другие общины верных.

5.     Совместная ответственность за миссию

Мирянам следует активнее включаться в дела своих приходов, особенно в хозяйственном плане. Насколько можно судить, священникам в России не приходится вести настолько же подробную отчётность, как в европейских странах. Тем удивительнее, что они зачастую единственные, кто отвечает за административную работу, благоустройство и финансы. В связи с этим можно только приветствовать появление приходских советов, берущих на себя хотя бы часть обязанностей. В интересах духовенства разъяснять прихожанам, что священник рано или поздно уедет, а они останутся. Что касается служению обществу в каких-то практических вопросах, то Церкви в России не обязательно заниматься этим самостоятельно. Почти в каждом крупном городе есть организации, помогающие бедным, занятые экологическими проектами и т.д., с которыми можно взаимодействовать.

6.     Диалог в Церкви и обществе

Хотелось бы подробнее обсудить диалог с неверующими. Есть много людей, в принципе отвергающих всё, что, по их мнению, относится к сверхъестественному. Более того, для отдельных членов Церкви становится открытием тот факт, что кто-то может заявлять о такой позиции публично. Из этого можно сделать вывод, что некоторые люди, глубоко вовлечённые в жизнь общины верующих, могут постепенно терять связь с остальным обществом. Особую опасность я вижу для священников, у которых почти всё окружение состоит либо из прихожан, либо из тех, кто собирается присоединиться к Церкви. На мой взгляд, каждый христианин обязан быть в том числе и человеком своей эпохи, чтобы для него не стали неприятным сюрпризом те вещи, о которых сказано в размышлениях над первым вопросом.

7.     Отношения с другими христианскими конфессиями

 Отношения католиков с православными в России на бытовом уровне несколько омрачены стереотипами, распространёнными среди последних, причём чем менее они воцерковлены, тем больше подозрительности с их стороны, и этот печальный факт следует учитывать. Один из возможных способов преодоления этой напряжённости – предложить ознакомиться с позицией Католической Церкви по интересующим вопросам и сравнить, как мало она отличается от православной. Для этого, например, можно предложить раздел Катехизиса, посвящённый Десяти заповедям. Если подниматься на уровень приходов, то можно приглашать родственников прихожан, например, на встречи семей. Также будет полезно, если это возможно, присоединяться к общественной деятельности православных приходов, подобно тому, о чём сказано в размышлениях над пятым вопросом.

8.     Власть и участие

Осуществление синодальности во многом зависит от способности мирян к самоорганизации. Содействовать ей духовенство может, во-первых, предоставляя каналы связи, по которым прихожане смогут донести свою точку зрения, во-вторых, напоминая им, какой круг вопросов те могли бы взять на себя. Как правило, в большинстве начинаний прихода участвуют примерно одни и те же люди, и их настоятель мог бы привлечь к какому-то запланированному им делу, а впоследствии организовать из них приходской совет.

9.     Распознавание и принятие решений

Прозрачность и подотчётность внутри Церкви – важное требование времени. Полагаю, можно только приветствовать публикацию на сайтах приходов или деканатов отчётов об их финансах. Особо это касается счетов за коммунальные услуги – возможно, кого-то из мирян эти ужасные цифры побудили бы активнее помогать своему приходу. В случае каких-то крупных событий вроде ремонта было бы не лишним, помимо обсуждения с приходским советом, публично обозначать хотя бы примерные сроки окончания работ. Из мелочей: было бы хорошим тоном заранее предупреждать о дате отъезда и возвращения священника в приходских объявлениях.

10.  Воспитание в синодальности.

Помимо истин веры, катехуменам, возможно, было бы не лишним прививать и ответственность за приход, объяснять, как он функционирует и что он является частью епархии. Следует показывать на примерах, если таковые имеются, в каких вопросах настоятель советуется с народом, а не наоборот. Во время катехизации наверняка возникнуть вопросы, как вести праведную жизнь и при этом не отворачиваться от мира. Для ответа на них следует поощрять контакты катехуменов с уже действующими молодыми прихожанами.