Лк 24,46–53*
+ Окончание святого Евангелия от Луки.
В то время Иисус сказал Своим ученикам:
Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.
В святом Евангелии от Иоанна во время прощальной речи Иисус обратился к ученикам: «Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам». Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу»; ибо Отец Мой более Меня» (Ин 14,28). Эти слова в контексте приближающейся смерти Иисуса нелегко понять. Как можно радоваться, глядя на смерть любимого человека? Более естественной в такой ситуации будет скорее печаль, боль или ностальгия, которую невозможно проигнорировать. Между тем, Иисус, произнося эти слова, смотрит дальше, за пределы смерти, которая является только началом пути возвращения в дом Отца. Конец этого пути – вознесение Господа, которое мы воспоминаем сегодня в литургии Церкви.
Когда святой Лука описывает последнюю встречу учеников с Воскресшим в тот день, когда Он вознесся на небеса, евангелист указывает на то, что Апостолы вернулись в Иерусалим с великой радостью (Лука 24,52). Это была та радость, о которой Господь говорил перед своей смертью. Стоит уделить ей минутку, чтобы подумать о ней, понять ее смысл и значение в нашей жизни веры.
В Новом Завете радость – это то, что отличает христиан (см. Деян 2,46; Рим 15,32). Неоднократно мы будем читать о великой радости первых христианских общин, которые радовались всему, что с ними происходило. Святой Павел писал о радости, поводом для которой были обращения и успехи (см. 1Фес 3,9; 2Кор 7,13; Деян 15,3), а также лишения и страдания (ср. Иак 1,2; 1Фес 1,6; Евр 10,34). Он поместил радость в плоды Святого Духа (Гал 5,22) и представил их как характерные черты Царства Божьего (Рим 14,17). И это потому, что он понял, где находятся ее корни, фундамент, который делает так, что ничто не способно вырвать ее из сердец верующих. Этим фундаментом является обетование Господа: Иду от вас и приду к вам. Тот, кто принимает эти слова Иисуса с верой, может радоваться даже в страдании, потому что знает, что все в этом мире пройдет, но тот, кто претерпит до конца, спасется (см. Мф 10,22) и будет пребывать во славе Божьей. Вот почему Иисус пошел на небеса, чтобы приготовить там места для нас (см. Ин 14,2-3). Сегодня Мы призваны взращивать в себе эту радость, являющуюся свидетельством нашей любви к Господу, нашей веры в Его Слово и нашей надежды, которая выходит за рамки смерти. Мир, который все больше погружается в культуру смерти, нуждается в нашей радости, потому что она несет ему надежду на жизнь. В свою очередь, мы, чтобы сохранить в себе эту радость, нуждаемся в общине Церкви, в которой присутствует, живет и действует сам Иисус. Хотя он физически не присутствует среди нас, потому что вознесся на небеса, где пребывает одесную Бога (1 Петр 3,22), но, как сказал апостолам, Он с нами до скончания века (Мф 28,20), до момента Своего возвращения. Поэтому пребываем в вере и единстве с Церковью, нашей Матерью, которая молится за всех своих детей словами святого Павла: «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою» (Рим 15,13). Пусть наша радость, укорененная в Боге, вдохновляет других искать Того, Кто является ее источником.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове