Ин 14, 23–29
+ Чтение святого Евангелия от Иоанна.
В то время: Иисус сказал ученикам Своим:
Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.
Мы приближаемся к празднованию Торжества Пятидесятницы. В это время нас ведёт Слово Божие. Оно подобно лампе, освещающей нашу жизнь. В минувшее воскресенье мы слышали в Евангелии призыв к взаимной любви. Христиане – это те, кто следуют за Иисусом в любви не только к тем, кто делает для них что-то хорошее, но, прежде всего, в любви к врагам.
В сегодняшнем Евангелии мы слышим заверение Иисуса, что каждый, кто Его любит и соблюдает Его слова, является Его учеником, и одинаково принимается как Отцом, так и Сыном. Выражением нашей любви к Иисусу является сохранение Его учения, соблюдение Его слова. Тогда ученики могут быть уверены в том, что Бог присутствует в глубине их сердец, то есть в освящающем деянии Святого Духа. Иисус любит своих учеников, это любовь нежная и страстная, вплоть до готовности отдать жизнь! Ее источником является Святой Дух, который напоминает все, что Иисус сказал своим ученикам. Мы знаем, что окончательное слово Иисуса – это любовь до самого конца, явленная в Его крестной смерти. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15, 13). Святой Дух обеспечит дальнейшее распространение истины и учения Иисуса. Будет это делать через Церковь, Общину учеников. Отсюда призыв Иисуса, чтобы не боялись, поскольку Он присутствует среди верующих посредством Духа Святого и дара мира. Это мир, которого мир дать не может. Он проистекает из прощения грехов, примирения с Отцом, из истины, что я – дитя Бога, что в жизни и смерти я принадлежу Христу (Рим 14, 8)! Он является плодом Святого Духа и символом нового творения (см. Гал 5,22). Иисус своей смертью и воскресением победил величайших врагов человека: сатану, грех, смерть, все то, что лишает мира и разрывает общность жизни с Иисусом, отношения с Ним. Это также мир, который станет нашим уделом в жизни вечной!
Святой Иоанн апостол подчеркивает, что в любви нет страха, что истинная, совершенная любовь изгоняет страх (см. 1 Ин 4, 18). Постоянное присутствие Иисуса в Святом Духе приносит мир, Его слово, принимаемое с верой, является источником мира. Иисус говорит о себе: иду от вас и приду к вам (Ин 14,28). В греческом тексте сегодняшнего Евангелия мы читаем: hypago kai erchomai (иду и прихожу). Иисус по-прежнему приходит в Своем Духе. Благодаря присутствию Святого Духа у нас есть общность жизни с Иисусом! Поэтому Он говорит Своим ученикам, чтобы они не боялись и приняли Его мир.
Произнося эти слова, наш воскресший Господь, который присутствует и действует в нашей жизни, приносит нам мир и желает охватить все сферы нашей человечности и жизни: тело, душу, психику, отношения с другими, наше свидетельство веры, борьбу с собственной слабостью, грехом и испытаниями. Призывает нас к вере в то, что нас постоянно сопровождает Его любовь, Его слово и Дух Утешитель. Уход Иисуса наполнил учеников печалью и страхом, поэтому так важна была роль Святого Духа Утешителя. Греческое слово parakletos означает «способный к предоставлению помощи, ободрения, утешения, мужества, ходатай, утешитель, защитник, адвокат». Именно эту роль и миссию выполняет Святой Дух!
Сегодня то же самое желает делать в нашей жизни, чтобы мы не уступали искушению ухода, безнадежности, разочарования, неверия и недоверия, чтобы мы перестали бояться! Господь ожидает от нас не успехов, но усилия верности. На этом пути постоянно посылает нам Своего Духа, который наполняя наши сердца миром, укрепляет нас и ведет, защищает, оберегает и поддерживает. Благодаря этому, в современном мире, изнуренному войнами, опасениями, ненавистью, насилием, разделением, мы можем дать смелое свидетельство веры, надежды и любви, которая все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит и никогда не перестает (см. 1 Кор 13,7).
Поэтому ли я являюсь человеком мира? Стараюсь ли я о том, что служит делу мира? В чем причина моего беспокойства, тревожности, недоверия по отношению к Иисусу и другим? Какое место в моей жизни занимает Слово Божье? Призываю ли я ежедневно Святого Духа Утешителя, входя в отношения с Ним?
И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол 3, 15-16).
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове