Ин 21, 1–19
+ Чтение святого Евангелия от Иоанна.
В то время:
1 Опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: 2 были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. 3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. 5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. 6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. 7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море. 8 А другие ученики приплыли в лодке, – ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою.
9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. 10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. 11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. 12 Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. 13 Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. 14 Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.
15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. 16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. 17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. 18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. 19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
После своего Воскресения Иисус неоднократно являлся тем, кто следовал за Ним, свидетельствуя о том, что Он жив. Его встретили женщины, возвращаясь от гроба (Мф 28,9–10), и Мария Магдалина (Ин 20,11–18). Он явился также ученикам, собравшимся в Горнице (Ин 20,19–29) и по дороге в селение Эммаус (Лк 24, 13–35). Сегодня в Евангелии от Иоанна мы слышим еще об одной встрече Иисуса с учениками. Однако она отличается от остальных тем, что не только описывает событие, которое когда-то имело место, но и предвещает то, что ждет каждого из нас в будущем.
Все происходит в Галилее при море Тивериадском. Это место, где ученики были призваны Иисусом, где совершился первый чудесный лов рыбы по слову Господа (Лк 5,1–11). Сегодня мы слышим, что ученики во главе с Петром возвращаются в это место. Несмотря на то, что они знают о воскресении Иисуса, поскольку уже встретили Его (на это указывает стих 14), они словно сомневаются и не совсем уверенны относительно возложенной на них миссии. В этой ситуации Петр принимает решение вернуться к своей старой профессии и прежнему образу жизни. Он говорит другим: «Иду ловить рыбу» (J 21,3). Остальные, не задумываясь, присоединяются к апостолу. Слово Божье говорит нам, что они трудились всю ночь, но ничего не поймали, лишь напрасно потратили свои силы.
Когда наступило утро, они увидели на берегу Человека, который с заботой спрашивает: «Дети! есть ли у вас какая пища?» (Ин 21,5). Усталые ученики вынуждены с сожалением признать истину, что у них ничего нет. Затем они слышат повеление закинуть сеть еще раз. Кажется, что они, не размышляя, проявляют послушание сказанному им слову и очередной раз становятся свидетелями чуда, которое должно было развеять все их опасения и сомнения. Тогда один из учеников, о котором сказано, что Иисус любил его больше всех, обращается к Петру со словами: «это Господь» (Ин 21,7). Он узнает в таинственной фигуре, стоящей на берегу, Воскресшего Иисуса. Однако он не стремится в первые ряды, поскольку знает свое место, поэтому позволяет Петру первым идти к Господу.
Когда все находились на берегу, были приглашены покушать, чтобы восстановить утраченные силы. Иисус приготовил для них трапезу, в которой они принимают активное участие, не только обедая вместе с Ним, но также отдавая в Его распоряжение плоды своего послушания Слову Господа: рыбу, пойманную в количестве 153.
Все это событие имеет глубокое послание для каждого из нас, потому что описывает последнюю и решающую встречу с Воскресшим Господом тех, кого Он призвал быть Его учениками. Как христиане, мы все находимся в одной лодке, которой является Церковь. В общении с нашими братьями и сестрами в вере во главе с Петром нашего времени мы пересекаем море нашей мирской жизни и нашей бренности, чтобы достичь берега, где нас ожидает Воскресший Господь. На этом пути иногда нас окружает ночь сомнений и неизвестность завтрашнего дня, как это было в случае с Апостолами. Мы пытаемся искать смысл нашей жизни своими силами. Но Христос, хотя и позволяет нам это делать, не оставляет нас одних. Когда у нас нет сил идти дальше, заботливо спрашивает: есть ли у нас что-нибудь покушать? Это не вопрос о мирской пище, которая поддерживает только существование нашего тела, а о духовной пище, необходимой для того, чтобы выстоять в вере и достичь дома Отца. Это Его Слово, которое, принятое в послушании, совершает великие дела, и Его Тело, дающее вечную жизнь тем, кто его вкушает. Мы получаем это в каждой Евхаристии, когда Христос Господь питает нас как Своим Словом, так и Своим Телом.
Однажды наступит момент, когда мы переступим порог смерти и встанем на другом берегу нашей жизни. Тогда Господь пригласит нас на вечный праздник, приготовленный для всех людей. На этом празднике мы не можем появиться с пустыми руками. Христос нуждается в плодах нашего послушания Его Слову. Что это за плоды? – наши братья и сестры в вере и в человечестве, те, кто был привлечен к Христу через наше свидетельство жизни, основанное на Евангелии. Осознавая это, позаботимся о том, чтобы слушать слова Господа и жить ими в повседневной жизни.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове