Воскресное слово — 3 ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

+ Чтение святого Евангелия от Луки.

В это время пришли некоторые и рассказали Иисусу о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете.

И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу; и пришёл искать плода на ней, и не нашёл. И сказал виноградарю: «вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом: не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её».

«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив». Вот почему Бог в Иисусе Христе постоянно призывает нас к обращению, к возвращению к Богу всем сердцем, разумом и всей своей силой. Для Бога важно найти в нас и в наших сердцах это сильное желание, соединенное с постоянным усилием возвращаться к Нему.

Иисус использует трагические истории людей, которые приходят к Нему, чтобы призвать нас к обращению. Таким образом, Он учит мудро оценивать то, что происходит в нашей жизни и в мире. И мы часто слышим о драмах, происходящих в современном мире, и у нас также есть разные мнения о людях, которые пережили их. Иисусу рассказали «о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их». Люди молились, приносили жертвы, а солдаты Пилата убили их. Это была великая трагедия. Почему в этот момент? Ведь во время молитвы человек стоит перед Богом. Затем слышим о падении Силоамской башни, приведшей к гибели восемнадцати человек.

Люди полагают, что для всех тех, кто стал жертвой жестокости Пилата, это была кара Бога за грехи, и в то же время они считают себя праведными и утверждают, что это им не угрожает, поскольку Бог наказывает грешников. Это ситуация людей, которые стоят перед Иисусом и разделяют человечество на две категории: на праведников и грешников. Таков был религиозный менталитет тех времен. Иисус, оценивая это событие в свете веры, использует его, чтобы все поняли, что существуют такие ситуации, которые приводят к смерти человека, и на которые мы не можем повлиять. Это всегда призыв к обращению, чтобы в любое время быть готовым к встрече с Богом.

Иисус делает это, произнося многозначительные слова: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но, если не покаетесь, все так же погибнете». Не в смысле драматического происшествия, которое угрожает нам, но мы уйдем так, что Бог застанет нас в грехе, без примирения с Ним. Это опасность, которая угрожает людям. Иисус хочет научить нас тому, что каждое событие требует глубокого понимания, потому что оно содержит скрытую мудрость. Если мы захотим ее поискать, то найдем возможность вернуться к Богу. Тогда каждый поймет, что всё то, что происходит в истории других людей, относится и к нему, что Бог не хочет «смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был». Иисус говорит такие трудные слова, потому что Он любит людей, желает их жизни и спасения: именно из своего милосердия Иисус настаивает на необходимости обращения.

На чем же основано обращение? На отказе от пути греха и возвращении к Богу, на принятии Его милосердия, на том, чтобы позволить, чтобы Он сам совершил в нас Свое дело. Поэтому в конце Иисус рассказывает притчу о смоковнице, посаженной в винограднике. Иисус как виноградарь Сам обязуется заботиться о ней, чтобы принесла плоды: «Господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом: не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её». Когда это будет? В день последнего суда.

Чтобы нас спасти, Иисус дает нам в распоряжение полноту средств спасения: дар любви, явленной через смерть и воскресение, дар Слова, дар Духа, дар Церкви, дар Евхаристии, дар таинств, дар времени, дар терпения, дар милосердия – что еще нам нужно?

У нас есть время для обращения, пока мы живем в этом мире. Однако эта возможность ограничена временем нашей жизни, продолжительности которой мы не знаем. Вот почему необходимо срочно, сегодня и немедленно предпринять шаги к обращению, чтобы предоставленная нам возможность не была потеряна навсегда. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив».

мр3

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове