ЕВАНГЕЛИЕ Мф 5, 17–37
В то время: Иисус сказал ученикам Своим:
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. 23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. 25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. 28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. 29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. 32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. 34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. 37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
Эдита Гепперт в песне под названием «К третьей из добродетелей» поёт: Кто третью божественную добродетель постоянно высмеивал, вечно глумился над теми, кто её желал. А мир, с головой бросается в эту тьму, где так много зла. И где эта третья из добродетелей? Та, из которой происходит чудо! Спаси меня, любовь, спаси!
В сегодняшнем Евангелии Иисус объясняет свою позицию по отношению к закону Моисееву. Показывает, что она неизменна и вечно актуальна, потому что происходит от Бога и открывает Его волю. Он говорит, что пришёл исполнить её, поскольку в Иисусе исполняются все мессианские обетования, записанные в законе и пророках. Пришёл исполнить волю Божью, содержащуюся в заповедях, но одновременно дополнить, усовершенствовать. Так мы можем понять слово «исполнить». В результате мы слышим, что Иисус предъявляет Своим ученикам более высокие требования. Их праведность, жизненная позиция (духовная) должна превосходить праведность книжников (Мф 5, 20). Как это понимать? Он не отменяет десяти заповедей, но с позиции законодателя трактует их в сегодняшнем Евангелии по-новому. Ставит своим ученикам более высокие требования, проистекающие не из сухой буквы закона, но именно из любви, великой заповеди любви к Богу и ближнему. К заповеди «Не убий» Иисус добавил гнев и словесное оскорбление ближнего. Без любви к ближнему любая жертва, дар не имеют никакой ценности, являются бесполезными. Нарушением закона любви также является отсутствие примирения, взаимного прощения. Сегодня Слово предупреждает нас ещё и о том, чтобы не взращивать в себе обиды или нелюбовь к кому-либо. Причинённый вред тут же следует исправить. Толкуя шестую заповедь, Иисус обращает внимание на внутренний мир человека. Потому что не только прелюбодеяние, но и похотливый взгляд на кого-либо разрушает достоинство другого человека. Чистота является отречением. Эротичность индивидуализирует, ограничивается временем и материализует личность, рассматривая её как вещь, затемняет любовь, делая её (личность) в конечном счёте печальной. Чистота, напротив, помогает отречься от того, что является преходящим и иллюзорным, показывает истинное лицо жизни. Следовательно, чистое сердце, наш внутренний мир, требует бдительности и радикального отношения, разрыва с возможностями для совершения греха и отказа от того, что ведёт к злу (Мф 5, 28–30). Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему (Пс 119, 9).
Раввин Яаков Эмден писал: Иисус принёс двойное благо для всего мира. С одной стороны, удивительно упрочил Тору Моисея […] и никто из наших Мудрецов не высказывался более решительно о непреложности Торы. С другой стороны, удалил идолов из народов, и обязал эти народы в Семи Заповедях потомков Ноя, чтобы они не вели себя подобно диким зверям, и сильно укоренил в них моральные качества. Поэтому усовершенствовал закон Моисеев также и в области супружеской жизни. Своим божественным авторитетом, подтверждая нерасторжимость брака, взял под защиту женщину, которая отныне не может быть отослана из дома мужа потому, что она уже не нравится ему. Третья важная вещь, на которую Иисус обращает внимание в сегодняшнем Евангелии, это наша речь, которая должна быть учтивой, основанной на истине, прямой, без каких-либо хитросплетений и комбинаций. Поскольку сокрытие истины в потоке слов, также как и ложь, происходит от злого – сатаны. Поэтому нет никакой необходимости в клятве, которая зачастую является ложью, призывающей Бога или святыню в свидетели. Изобилие слов никогда не бывает без вины. Необходимо просить Бога, чтобы Он положил охрану устам нашим и оградил двери уст (Пс 141, 3. 5). Необходимо наблюдать за путями своими, чтобы не согрешать языком своим (Пс 39, 2).
Иисус сказал: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин 15, 12). Возлюбил нас так, что отдал Свою жизнь на кресте. Поэтому в цене нашей добродетельной христианской жизни, исполнении Божьих Заповедей начертаны крест и страдания, самоотвержение, а также духовная борьба с тем, чтобы не поддаться искушению зла и греха. На этом пути мы не одиноки, с нами Господь, который первым прошёл этот путь. Он даёт нам Духа любви, потому что любовь – это полнота Закона. Поэтому необходимость исполнять Заповеди Любви становится итогом соблюдения Закона и Пророков. Итак, каждое мгновение спрашивай о своей любви, ибо будешь судим из любви (святой Иоанн Креста).
Сегодня Слово Божье в первом чтении ясно говорит: Если хочешь, соблюдёшь заповеди и сохранишь благоугодную верность (Сир 15, 15). Поэтому это возможно, «если хочешь»! Пусть наши размышления увенчают слова той же самой песни Эдиты Гепперт: О единство душ и тел, исправляй каждую ошибку, строй дом, строй дом, счастливый по самую крышу. Спаси меня, любовь, спаси! Сохрани то доброе, что есть в нас. Обними весь мир. Любовь, спаси меня, спаси!
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского – Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове
Аудиоматериалы можно послушать по ссылке:
https://drive.google.com/open?id=0B8uBucu5c62wWjNmRHhFSWVGVFU
Скачать файл в pdf можно здесь: