Раздробленный мир
2. Прошлый век был разорен двумя губительными мировыми войнами, познал угрозу ядерной войны и большое число других конфликтов, в то время как сегодня нам, к сожалению, приходится бороться с войной, приобретшей чудовищные масштабы, поскольку она идет одновременно во многих местах по всему миру. Нелегко понять, насколько сегодняшний мир более или менее жесток, чем был вчера, и как в этом смысле влияют на нас современные средства коммуникации, делая нас более восприимчивыми к жестокости или более привычными к ней.
В любом случае, эта жестокость, которая проявляется “фрагментами”, разными способами и на разных уровнях, становится причиной огромных страданий, о которых мы хорошо осведомлены: войны в разных странах и на разных континентах; терроризм, преступность и неожиданные вооруженные нападения; злоупотребления, которым подвергают мигрантов и жертв торговли людьми; разрушение окружающей среды. С какой целью? Разве насилие позволяет достичь долговечных целей? Разве все, чего оно достигает, – это не лавина и спираль смертельных репрессий, которые приносят пользу лишь нескольким “полевым командирам”?
Наш раздробленный мир невозможно исцелить насилием. Отвечая насилием на насилие, при самом благоприятном исходе можно добиться лишь вынужденной миграции и огромных страданий, потому что несметные ресурсы, предназначенные для военных целей, отнимаются из ежедневных потребностей у молодых людей, неблагополучных семей, пожилых, больных людей, у подавляющего большинства жителей мира. В худшем случае это может привести к физической и духовной смерти многих, если не всех.
Благая Весть
3. Иисус также жил во времена насилия. Он учил, что истинным полем битвы, на котором сталкиваются насилие и мир, является человеческое сердце: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы» (Марк 7,21). Но в ответ на эту реальность послание Христа несет в себе радикально положительное решение: Он неустанно проповедовал безусловную любовь Бога, принимающего и прощающего всех, и учил Своих учеников любить врагов (ср. Матфей 5,44) и подставлять другую щеку (ср. Матфей 5,39). Помешав тем, кто обвинял взятую в прелюбодействе, забить ее камнями (ср. Иоанн 8,1-11) и сказав Петру, в ночь перед смертью, вложить свой меч в ножны (ср. Матфей 26,52), Иисус обозначил путь ненасилия, который Он Сам прошел до конца, до креста, через который Он осуществил мир и разрушил вражду (ср. Ефесянам 2,14-16). Поэтому те, кто принимает Благую Весть Иисуса, способны распознать насилие, которое они несут в себе, и дают исцелить себя милости Божией, становясь таким образом в свою очередь инструментом примирения, согласно наставлению святого Франциска Ассизского: «Мир, что возвещаете устами вашими, да будет еще более обильным в сердцах ваших».[3]
Быть истинными учениками Иисуса сегодня означает также примкнуть к Его призыву к ненасилию. Этот призыв – как утверждал мой предшественник Бенедикт XVI – «реалистичен, потому что он учитывает, что в мире слишком много насилия, слишком много несправедливости, и следовательно, эту ситуацию возможно преодолеть лишь противопоставив ей больше любви, больше доброты. И это “больше” исходит от Бога».[4] И продолжал с большим вдохновением: «Ненасилие для христиан не является чисто тактическим приемом, но, скорее, способом быть личностью, позицией человека, который настолько убежден в любви Бога и в Его силе, что не боится сражаться со злом, имя в руках лишь орудия любви и истины. Любовь к врагу составляет ядро “христианской революции”».[5] Поэтому евангельское «любите врагов ваших» (ср. Лука 6,27) с полным правом считается «magna charta христианского ненасилия»: оно заключается «не в уступках злу, […] но в том, чтобы отвечать на зло добром (ср. Рим 12,17-21), разбивая таким образом цепь несправедливости».[6]
Сильнее насилия
4. Ненасилие иногда понимается в смысле капитуляции, снятия с себя ответственности, пассивности, но в действительности это не так. Мать Тереза, получая в 1979 году Нобелевскую премию мира, четко изложила свое послание активного ненасилия: «Для того, чтобы нести мир, человечество нуждается не в бомбах и в разрушительном оружии, но лишь в том, чтобы быть вместе, любить друг друга. […] И мы сможем преодолеть все зло, существующее в мире».[7] Потому что сила оружия обманчива. «Пока торговцы оружием делают свой бизнес, бедные миротворцы только ради того, чтобы помочь одному человеку, другому, третьему, четвертому, отдают свою жизнь»; для этих миротворцев Мать Тереза является «символом, иконой нашего времени».[8] В сентябре 2016 года мне была дана большая радость провозгласить ее святой. Я восхищен ее открытостью ко всем, выражавшуюся в «радушии и в защите человеческой жизни, – жизни нерожденных младенцев и оставленных и отброшенных, как сор, людей. […] Она склонялась над измученными людьми, брошенными умирать на обочине дороги, признавая в них достоинство, которым наделил их Бог; она заставляла прислушаться к себе сильных мира сего, чтобы они признали свою вину за преступления – за преступления! – созданной ими самими бедности».[9] В ответ на эту бедность она видела свою миссию – и в этом представляла тысячи и даже миллионы людей – в том, чтобы идти навстречу жертвам с щедростью и самоотверженностью, прикасаясь к каждому истерзанному телу и перевязывая его раны, исцеляя всякую сломанную жизнь.
Ненасилие, осуществляемое решительно и последовательно, произвело впечатляющие результаты. Успехи, достигнутые Махатмой Ганди и Ханом Абдулом Гаффар-Ханом в освобождении Индии и Мартином Лютером Кингом против расовой дискриминации, никогда не будут забыты. Женщины особенно часто становятся лидерами ненасилия, такие как, например, Лейма Гбови и тысячи либерийских женщин, которые организовали молитвенные собрания и ненасильственный протест (pray-ins), добившись переговоров на высоком уровне для завершения второй гражданской войны в Либерии.
Мы также не можем забывать об эпохальном десятилетии, завершившемся падением коммунистических режимов в Европе. Христианские общины внесли свой вклад упорной молитвой и смелыми действиями. Особое влияние оказало служение и учение святого Иоанна Павла II. Размышляя о событиях 1989 года в энциклике Centesimus Annus (1991), мой предшественник отметил, что кардинальные изменения в жизни народов, наций и государств достигается «путем мирного протеста, при использовании только оружия истины и справедливости».[10] Этот путь перехода политики к миру стал возможным отчасти благодаря «ненасильственным действиям людей, которые, всегда отказываясь уступать силе власти, сумели находить время от времени эффективные способы, чтобы свидетельствовать об истине». И заключил: «Пусть люди учатся бороться за справедливость без насилия, отказываясь от классовой борьбы в локальных спорах и от войны в международных».[11]
Церковь стремится к осуществлению ненасильственных стратегий в целях содействия миру во многих странах, призывая даже самых жестоких участников к действиям по созданию справедливого и прочного мира.
Эта деятельность в пользу жертв несправедливости и насилия не является исключительным достоянием Католической Церкви, и она свойственна многим религиозным традициям, для которых «сострадание и ненасилие являются сутью и указывают путь жизни».[12] Я настойчиво повторяю: «Ни одна религия не является террористической».[13] Насилие является осквернением имени Бога.[14] Не будем уставать повторять это: «Никогда именем Бога нельзя оправдать насилие. Только мир свят. Только мир свят, а не война!».[15]
Домашние корни ненасильственной политики
5. Если источником, из которого проистекает насилие, является человеческое сердце, тогда важно пройти путь ненасилия в первую очередь в семье. Этот путь является компонентом той радости любви, которую я представил в марте прошлого года в Апостольском увещании Amoris laetitia, подытожив двухлетние размышления Церкви о браке и семье. Семья является жизненно важным горнилом, проходя через которое супруги, родители и дети, братья и сестры учатся общаться и заботиться друг о друге бескорыстно, где трения или даже конфликты должны решаться не силой, но путем диалога, уважения, поиска блага другого, милосердия и прощения.[16] Из семьи радость любви распространяется в мире и излучается во всем обществе.[17] С другой стороны, этика братства и мирного сосуществования между людьми и между народами должна быть основана не на логике страха, насилия и закрытости, а на ответственности, уважении и искреннем диалоге. В связи с этим я обращаюсь с призывом в пользу разоружения, а также запрещения и ликвидации ядерного оружия: ядерное сдерживание и угроза взаимного гарантированного уничтожения не могут служить основанием для этого типа этики.[18] С такой же настоятельностью я прошу прекратить насилие в семье и жестокое обращение с женщинами и детьми.
Юбилей Милосердия, который завершился в ноябре прошлого года, был призывом заглянуть в глубины наших сердец и позволить войти в них милости Божией. Юбилейный год заставил нас осознать, сколько вокруг нас самых разных людей и даже целых групп, с которыми обращаются равнодушно, которые становятся жертвами несправедливости и подвергаются насилию. Они являются частью нашей «семьи», они наши братья и сестры. Поэтому политика ненасилия должна начинаться в стенах дома, а затем распространяться на все человечество. «Пример святой Терезы Младенца Иисуса призывает нас к практике малого пути любви, не упускать возможности добрым словом, улыбкой, любым маленьким поступком посеять мир и дружбу. Интегральная экология также состоит из простых повседневных действий, в которых мы разрушаем логику насилия, эксплуатации, эгоизма».[19]
Мой призыв
6. Созидание мира посредством активного ненасилия является необходимым элементом, связанным с постоянными усилиями Церкви по ограничению применения силы, с помощью моральных норм, в рамках своего участия в работе международных организаций и благодаря компетентному вкладу многих христиан в разработку законодательства на всех уровнях. Иисус предлагает нам «учебник» этой стратегии созидания мира в так называемой Нагорной проповеди. Восемь Заповедей блаженства (ср. Матфей 5,3-10) обрисовывают профиль человека, которого мы можем назвать блаженным, добрым и достоверным. Блаженны кроткие, — говорит Иисус, -милостивые, миротворцы, чистые сердцем, алчущие и жаждущие правды.
Это также программа и вызов для политических и религиозных лидеров, руководителей международных организаций и управляющих компаний и средств массовой информации всего мира: применять Заповеди блаженства тем же образом, каким они выполняют свои обязанности. Задача заключается в том, чтобы строить компанию, сообщество или предприятие, за которые они несут ответственность, в стиле миротворцев; демонстрировать милосердие, отказываясь относиться к людям исключительно как к средству получения выгоды, наносить вред окружающей среде и стремиться победить любой ценой. Это требует готовности «переносить конфликт, разрешить его и превратить его в связующее звено нового процесса».[20] Действовать таким образом означает выбрать солидарность как способ, чтобы творить историю и строить социальную дружбу. Активное ненасилие — это способ показать, что единство действительно сильнее и плодотворней конфликта. Все в мире тесно связано между собой.[21] Конечно, иногда различия могут порождать трения: давайте решать их конструктивно и ненасильственным путем, так, чтобы «напряженность и противоположности [могли] достичь многообразного единства, которое порождает новую жизнь», сохраняя «ценный потенциал контрастной полярности».[22]
Я заверяю, что Католическая Церковь будет сопровождать любые попытки построить мир посредством активного и творческого ненасилия. Первого января 2017 года начинает свою работу новый Департамент служения целостному развитию человека, который поможет Церкви отстаивать еще более эффективно «безмерные блага справедливости, мира и защиты творения» и заботы о мигрантах, «нуждающихся, больных и отверженных, жертвах вооруженных конфликтов и стихийных бедствий, заключенных, безработных и жертв любой формы рабства и пыток».[23] Каждое действие в этом направлении, каким бы скромным оно ни было, помогает построить мир, свободный от насилия, и является первым шагом на пути к справедливости и миру.
В заключение
7. По традиции, я подписываю это Послание 8 декабря, в праздник Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Мария – Царица мира. При рождении Её Сына ангелы прославляли Бога и желали мира на земле людям доброй воли (ср. Лука 2.14). Попросим Деву Марию быть нам наставницей.
«Все мы хотим мира; многие люди созидают его каждый день с помощью небольших жестов, и многие страдают и терпеливо переносят тяготы от множества попыток построить его».[24] Давайте же в этом новом году стремиться, через молитву и действия, стать людьми, которые изгнали насилие из своих сердец, своих слов и жестов, а также созидать ненасильственные общины, которые заботятся об общем доме. «Нет ничего невозможного, если мы обратимся к Богу в молитве. Любой человек может стать миротворцем».[25]
Из Ватикана, 8 декабря 2016 года
Франциск
http://ru.radiovaticana.va/
[1]Ап. увещание Evangelii gaudium, 228.
[2]Послание на Первый Всемирный день мира, 1 января 1968 года.
[3]«Легенда о трех товарищах»: Fonti Francescane, n. 1469.
[4]Angelus, 18 февраля 2007 года.
[5]Там же.
[6]Там же.
[7]Мать Тереза, Речь при вручении Нобелевской премии, 11 декабря 1979 года.
[8]Размышление “Путь мира”, Часовня Domus Sanctae Marthae, 19 ноября 2015 года.
[9]Проповедь на канонизации блаженной Матери Терезы Калькуттской, 4 сентября 2016 года.
[10] Н. 23.
[11]Там же.
[12]Речь на межрелигиозной аудиенции, 3 ноября 2016 года.
[13]Речь по случаю 3-й Всемирной встречи народных движений, 5 ноября 2016 года.
[14]Ср. Речь на Встрече с главой Управления мусульман Кавказа и с представителями других религиозных общин, Баку, 2 октября 2016 года.
[15]Речь, Ассизи, 20 сентября 2016 года.
[16]Ср. Постсинод. ап. увещание Amoris laetitia, 90-130.
[17]Ср. там же, 133.194.234.
[18]Ср. Послание по случаю Конференции о гуманитарном воздействии ядерного оружия, 7 декабря 2014.
[19]Энц. Laudato si’, 230.
[20]Ап. увещание Evangelii gaudium, 227.
[21]Ср.Энциклика Laudato si‘, 16.117.138.
[22]Ап. увещание Evangelii gaudium, 228.
[23]Апостольское послание в форме “Motu proprio”, которым учреждается Департамент служения целостному развитию человека, 17 августа 2016 года.
[24]Regina Caeli, Вифлеем, 25 мая 2014 года.
[25]Призыв, Ассизи, 20 сентября 2016 года.