У меня нет времени. — Время покажет. — Всему свое время. — Дайте время! — Лови момент! — Московское время. — Пришло время. — Не вовремя. – Во … время…
«В то время вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле…»
Возлюбленные братья и сестры!
Наступило ежегодное время празднования Рождества Христова, пришествия Сына Божия в мир. К сожалению, бывает, что даже такие торжественные времена приходят и проходят мимо, как встречный пешеход с другой стороны улицы, когда светофор переключается на «зеленый». Может быть, что и вы относитесь к тем, которые чувствуют себя еще не готовыми на торжество? «Дом полный, мест нет. Не сейчас!» — Не переживали бы Иосиф и Мария ту же самую судьбу и сегодня, если стучали бы в двери наших сердец? А когда будет время для Бога, … у Тебя? Трудно ли вам поставить свою деловую душу на место – тихо, к яслям божественного Младенца? Братья и сестры, без этого – нет Рождества.
Всем сердцем я желаю вам, чтобы ваше личное время – ведь оно есть – сегодня было наполнено глубоким осознанием любви Бога, и вытекающей из этого радостью! Желаю, чтобы вы умели щедро дарить свое драгоценное время Ему, который подарил Себя нам, и приглашаю на маленькое духовное упражнение, вернее, на размышление.
Смотря на Вифлеемскую пещеру, самым – как будто – неважным человеком в картине является Иосиф. Конечно, разумеется, что в центре внимания авторов рождественских текстов, Луки и Матфея, Младенец и Мария. Но даже о пастухах и волхвах рассказывают в этот день намного подробнее, чем о святом Иосифе. Тем не менее, имя этого «постороннего» человека Папа Франциск недавно предписал добавлять во все Евхаристические молитвы. А его предшественник, Папа Бенедикт XVI, в святом Иосифе видит образец человека Божия. Называя Иосифа «праведным» (Мф 1,19), евангелист Матфей использует слово, которое ставит Иосифа в один ряд с великими праотцами Ветхого Завета, начиная с Авраама. Бенедикт XVI объясняет, что слово «праведный» полностью соответствует тому, что Церковь сегодня подразумевает под словом «верующий». Классический портрет такого «праведного» можно найти в первом псалме. В нем мы читаем следующие слова: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых… В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет». (Пс 1,1-3) В «потоках вод» Папа видит живое Слово Божие, в котором человек пускает корни своего бытия. Закон Господа для такого человека – «Евангелие», т.е. радостная весть, потому что он читает его с любящим вниманием на Бога. Именно это развивает в нём способность понимать закон Господа изнутри.
Дорогие братья и сестры, пусть пример праведного Иосифа вдохновляет каждого из нас пускать свои корни еще глубже в «потоки воды», в живое Слово Божие, и жить им. «Год Веры» закончен. Что будет дальше? Мне очень нравится, что Папа Франциск не сразу объявил новую тему на наступающий 2014 год. Он иезуит, он даёт нам время для «рефлексии», для анализирующего взгляда назад. Позвольте личный вопрос: Какие положительные — может быть, даже заметные для других — изменения произошли в вашей собственной христианской жизни во время «Года Веры»? (Хотелось бы на этом месте — в скобках — написать примечание для читающих вам мое послание, примерно, в такой форме: Внимание! Читайте дальше, только после того, когда все ответили на мой вопрос: Какие положительные изменения произошли в вашей собственной христианской жизни во время «Года Веры»? Вопрос серьезный.)
Усилий во время «Года Веры» было много. А плодов, как обычно, мало? – Мы к этому привыкли, кажется, и любим даже шутить и скрывать свою медлительность крылатой фразой: «Хотели как лучше, а получилось … как всегда».
Братья и сестры, перед лицом Воплощенного Слова Бога, давайте сделаем намерения на наступающий год, одно личное, одно совместное:
Лично: Анализируйте свое отношение к Богу, и определитесь, над чем вы, в первую очередь, должны работать, и как это конкретно должно осуществиться в самое ближайшее время!
А как может выглядеть наше совместное постановление? Уже больше двадцати лет мы живем в обновлённых структурах Католической Церкви в России: в приходах и в епархии, но не всем известно, — а кому-то, может быть, даже еще не важно, — что поместная Церковь должна быть семьёй, в своём роде.
- Мы не в шутку называемся братьями и сестрами, а на самом деле. И к этим братьям и сестрам относятся не только любимчики, но все! Папа Франциск нам в такой момент напомнил бы: Не забывайте о бедных! И если вам кажется, у вас таких нет, тогда это значит, что вы о них уже забыли, «ибо нищих всегда имеете с собою», цитирует святой Марк Иисуса в своем Евангелии, (Мк 14,7).
- Дружба среди прихожан,
- посещение не только больных,
- библейские кружки по домам,
- встречи приходских групп, наконец-то не только по воскресеньям, а в какой-нибудь освобожденный вечер недели или месяца,
- добросовестное участие в погашении приходских расходов, например, на отопление храма или ремонтные работы,
- и — не в последнюю очередь — участие в совершении святой Евхаристии по будним дням, конечно — но и именно — по возможности.
Возлюбленные, пришло время Рождества Христова. Мне очень хотелось бы вместе с вами ловить этот момент для нового начала, после которого получилось бы не «как всегда», а, действительно, лучше. Наше время ограниченно! Будет ли слава в вышних Богу, и мир всем людям доброй воли, немного зависит и от нас. – Не так ли?
В конце моего послание я поздравляю вас с Рождеством Христовым и прошу Божественного Младенца, чтобы Он благословил все наши добрые намерения.
С любовью во Христе,
Ваш епископ + Клеменс Пиккель
Ординарий Епархии Святого Климента в Саратове
Саратов, 19 декабря 2013 г.