В этот раз встреча семей состоялась 12 октября 2013 года в приходе Фатимской Божьей Матери в г. Шахты. В 14 часов собрались семьи из Таганрога, Азова, Ейска, Новочеркасска и Шахт, чтобы провести полдня вместе — в молитве, размышлении и общении. В уютной часовне, заполненной людьми, Святую Мессу и конференцию для родителей провел о. Рауль. Он предложил всем поразмышлять о том, как отношение родителей к деньгам и их поведение в нехватке и в изобилии влияет на воспитание детей.
Пока проходила конференция, дети готовили сюрприз для родителей, репетируя сценку «Иисус брал на Себя наши немощи». Выступление детей тронуло зрителей до слез.
За это время молодежь ловко и быстро приготовила шашлык, прилежные шахтинские хозяйки предложили свои домашние пироги, и все собрались к совместной трапезе: дети, родители, молодежь, пожилые. Так в радостном общении и закончился этот праздник семьи.
с. Мирьям Бубнич, Таганрог
Текст конференции «Роль денег в воспитании детей»
Воспитание детей – это ежедневная семейная жизнь, которая не ограничивается определенными моментами, такими как учить ребенка кушать, писать, молчать, когда взрослые разговаривают, или послушно выполнять все родительские требования. Воспитание – это подготовка ребенка к самостоятельной жизни, и она состоит из разных частей: питание, образование, работа, уход за домом, семейный бюджет, авторитет в семье, время отдыха… Каждая из этих сфер жизни влияет на наших детей до такой степени, что формирует всю их будущую жизнь.
Каким образом семейный бюджет и отношение к деньгам влияет на духовное и нравственное возрастание детей?
Относясь к окружающим людям настолько хорошо или плохо, насколько хорошо или плохо их материальное положение, родители дают своим детям самый первый в жизни урок – человек есть то, что у него есть. Богатый – человек, бедный – никто.
Урок продолжается в образовании (у меня 3 высших образования), в талантах (у меня «золотые руки»), в здоровье (я – олимпийский чемпион). Формируется оценка человека в зависимости не от его нравственности, а от его имущества и способностей. Формируется такой подход: человек достоин уважения в зависимости от того, что имеет, а не только потому что он — человек.
Дети всему учатся у родителей, и с первого дня они смотрят на их лицо, на движение рук; они слышат тон, которым говорят, слышат и тишину, чувствуют слезы родителей, и все это воспринимают по-детски, и часто совсем не так, как мы ожидаем.
Например, когда в семье появляется достаточно денег для роскошной покупки, и идут разговоры о желаниях, мечтах и ценах, царит атмосфера радости и удовольствия. Ребенок понимает: «У нас есть деньги, и это хорошо. Иметь деньги – это хорошо». Из этого опыта и его эмоций складывается мнение: «если у родителей есть деньги – это хорошо» и «родители — хорошие, когда у них есть деньги».
Но в семье бывают и моменты нехватки денег: переживание на лицах, огорчение из-за неисполнимых желаний и планов, грубые слова, повышенный тон в разговоре, молчание, печальное лицо, слезы. Ребенок понимает: «у нас нет денег – это плохо» или «родители без денег – плохие родители».
Когда родители стыдятся бедности и хотят скрыть её любыми способами, потому что бедность – это позор, они закрепляют первый жизненный урок – «мы есть то, что у нас есть».
Таким способом дети учатся оценивать родителей и все что есть, смотря на деньги, потому что деньги – очень важная вещь, от которой зависит настроение и атмосфера в семье.
В семье мы часто разговариваем об имущественном состоянии соседей, родственников, политиков. Сравниваем покупательные способности. Машина должна хоть в чем-то быть лучше, чем у соседа. Ребенок это видит и понимает по-своему, на самом деле очень умно, потому что дети не глупые, они хорошо соображают. «Иметь деньги и возможность купить что-то лучше, чем вижу у других – это хорошо, и к этому надо стремиться. Если мне родители покупают лучший телефон, чем у моего друга, то они — хорошие родители».
Мы удивляемся, откуда у детей претензии и требования, что у них должно быть все самое лучшее или хотя бы такое же, как и у других. Но мы не осознаем, что мы сами научили их этому своим собственным отношением к материальным вещам.
Хотя дети должны знать о семейном бюджете, они все-таки не должны видеть и знать все переживания родителей в нехватке денег, не видеть расстроенные лица из-за недостатка денег. Дети должны научиться у родителей, что деньги – это средство, которое нам помогает, но они не являются целью, к которой мы стремимся; они не являются условием гармоничной, радостной семейной жизни.
Мы должны научить детей обходиться с материальными вещами так, чтобы они соединяли, а не отделяли нас от других и не возвышали над ними, но чтобы способствовали радостной жизни, великодушию и щедрости.
В наше время папа Франциск особенно подчеркивает необходимость быть открытым для нужд других людей, замечать их и быть готовым поделиться с ними тем, что у нас есть.
Это очень важно для воспитания детей. Когда дети наблюдают, что в семье разговаривают не только о собственных материальных проблемах, но также замечают нужды окружающих, что семья старается помочь другим в беде, что ради этого и сами от чего-то отказываются, дети и это понимают по-своему: «если я делюсь тем, что у меня есть – это хорошо».
Речь идет не о том, чтобы пренебрегали своими семьями и все раздали другим, но о том, чтобы нам не замкнуться в себе и уже не видеть нужд других, чтобы не стать черствыми и неотзывчивыми.
Милосердие и милостыня – это средства нашего освящения. Если мы сеем в душе и сердце «страх бедности», мы можем закрыть своим любимым детям путь на небо, к Богу.
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». (Мф 5, 3)
О. Рауль Апаричио