«Святая Семья – это совершенная любовь. Примем ее, сделаем наши сердца убежищем – Вифлеемом!»
Винсент Шрайнер
О том, как переживают Рождество герои вертепа из нашего Кафедрального Собора, рассказывает Винсент Шрайнер. Посмотрим на эти необычные ясли глазами их творца и прислушаемся к словам, которые рвутся наружу из молчаливых, и все же таких красноречивых, глиняных фигурок:
«Фигуры – участники святого события хотят быть созданы с их собственным характером, различием в одежде и выражениях. Они не позволяют стереотипных повторений. Удивленный пастух ведет себя не так как переполненный детской радостью; ищущий король – не так как погруженный в глубокое благоговение. Я прямо «вскальзываю» в каждую фигуру, которую делаю, ищу ее точку зрения. Все мои мысли крутятся вокруг Младенца, Спасителя, Бога, ставшего человеком. Труд становится молитвой».
По замыслу автора, Мария держит Младенца Иисуса на вытянутых руках, но смотрит не на Него, а вверх. Почему? – «Пришел к своим, и свои Его не приняли»… (Ин 1, 11). Мария протягивает Младенца к тебе и смотрит на тебя: «А ты принимаешь Его в свое сердце?»
Как все началось (Мария)
Началось с того, что сердце этого Младенца забилось в созвучии с сердцем Матери. Без этого созвучия человека не может быть. И мы не возникли сами. Когда-то однажды это началось, и с тех пор происходило много раз, что кто-то говорил нам о Боге, и мы учились Его слушать. Когда-то однажды это началось, и с тех пор происходило много раз, что кто-то полный надежды взглянул на Бога, и мы учились верить.Взгляд Марии на Того, Который является для всех нас Господом и Отцом, показывает нам это.
Божественный Младенец (Младенец)
Этот Младенец – божественный Младенец. Это весть от Бога-Отца, Слово, Свет мира. Рождение нашего Господа Иисуса Христа – это спасительное вторжение в наш мир. Люди живут благодатными вторженияминемногих, видящих то, чего другие не видят; размышляющих о том, что другим даже не приходит на ум. Человечество живет Августином, Франциском, Бахом, Ганди, Достоевским, Матерью Терезой…
Рождение божественного Младенца – это вторжение Божественного в наш мир. Иисус принес нам весть и спасение от отца. Он – Свет, Путь, Истина.
Необъяснимое (Иосиф)
Это ребенок другого. По откровению свыше, Иосиф принимает необъяснимое. Он верит. Иосиф принимает решение, основываясь на необъяснимом. Это ребенок другого. – Нет причин не принять его, как своего.
Бог простой
Бог простой, а мы делаем Его сложным. Бог такой простой, что становится ребенком; такой простой, что живет среди нас, похожий на обычного человека. Бог простой, а мы сделали Его совсем другим – недосягаемым, потусторонним. Но Он с нами – как ребенок в семье, как один из паломников в группе, как гость на свадьбе, как плачущий около любимого нами умершего, как помощник среди нуждающихся, как прощающий среди виновных, как отвечающий среди спрашивающих, как умирающий среди умирающих. Бог такой простой, что мог сказать: «Что вы сделали одному из малых сих, сделали мне».
Радость и смирение
Рождественская радость исходит из смирения. Мария, Иосиф, пастухи, мудрецы имели смирение, чтобы поверить. Они смотрели на происходящее в свете Божьего послания. Они смогли отодвинуть назад собственное суждение. Так они нашли рождественскую радость.
Свет Божий (Ангел)
Ребенок, сарай, бедные люди. Ангел с посланием Небес: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Пастухи поверили. И они видят больше, чем ребенка, сарай и бедных людей. Обстоятельства, люди, события не только то, как мы их видим. И они неоднозначны, они требуют объяснения, откровения. Кто принимает их, видит больше: «В твоем свете мы видим свет» (Пс. 36, 10).
Мир (Пастух с поднятыми вверх руками)
«Барс будет лежать вместе с козленком, и корова будет пастись с медведицею. И младенец будет играть над норою аспида. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей». Мир наступит не через уничтожение зла, но через обращение. Не будут делать зла. Не будут делать зла, хотя могли бы. Успешный укротит свое честолюбие, популярный – свой эгоизм, скептик – подозрение, ачрезмерно воодушевленный – фанатизм. Не будут делать зла: «и перекуют мечи свои на орала и копья свои – не серпы» (Ис 2, 4). Он не делает больше зла, – человек Его Благодати.
Бог в земных обстоятельствах (Пастух, смотрящий вверх)
Бог присутствует в земных обстоятельствах, а мы ищем Его в утопических мечтах. Бог находится не только в святом мире, где господствуют радость и гармония. Бог есть в нашей повседневной жизни, в этом хрупком сосуде. Ибо сила нашей жизни исходит от Бога, а не от нас самих. Бог там, где мы не видим дороги ни вперед, ни назад – и все же не отчаиваемся; там, где нас загнали в тупик – а мы все же находим простор. На этой земле без света родился Христос, Свет Мира.
Необычайное (Пастух с сыном)
Необычайное происходит в обычном, в поле, в холодную и длинную ночь: Бог стал человеком. Обыденности несут в себе обетования. Человеческое воплощение Бога наполняет жизнь светом. Наша жизнь станет необычной, если мы уповаем в безнадежной ситуации, верим в непонятных обстоятельствах и любим, даже рискуя не стать любимыми.
Бог близко (Пастух, показывающий на Небо)
Бог близко, а мы думаем – Он далеко от нас, где-то в Своем собственном мире. Бог не в Своем мире. Наш мир – Его. Наши нужды – это и Его нужды, нашу вину Он сделал своей, наши дела – это Его собственные дела, наша радость – это Его радость, наше счастье – Он сам. Бог близко. Он – Бог с нами.
Одинокая дорога (Мудрецы)
Дорога мудрецов одинока. Другие остались дома. Другие вовсе не считают, что Бог – цель. Они не спрашивают о Боге, и они не спрашивают о человеке. На дороге к Богу мы всегда вместе, как эти три мудреца. Они пришли к цели,втроем, одинокие – но не одни!
Разочарование
Дорога мудрецов разочаровывает. Совсем близко от цели, в Иерусалиме, должны знать, где можно найти новорожденного Царя Иудеи. Каждый ребенок на улице должен это знать. В действительности — не знает никто. В царском дворце – тоже. И более того, все испуганы. Конечно, помогают – из вежливости. Но звезда остается. Она направляет шаги мудрецов на путь мира и дарит им опыт Спасения.
У цели и все же вначале
Наконец, мудрецы пришли, и все же – это не конец их путешествия. Они нашли свою цель, даже если это не выглядит великолепно. Они не разочарованы. Они не разочарованы и тогда, когда им приходится возвращаться домой другой дорогой. Они нашли Мессию. Найти Бога, это новое начало. Кто нашел божественного Младенца, тот странствует и дальше, пока не достигнет бесконечности вечной жизни.
Молчание
«Тихая ночь, святая ночь». Молчание имеет рождественское значение. Хорошие начинания приходят из тишины. Все поверхностное ведет себя шумно. Тот, кто молчит, находит себя и открывает свое сокровенное. Кто молчит, постигает и понимает. Кто молчит, задает вопросы и тоскует.Кто молчит, тот открывает, что человек нуждается в Слове жизни больше, чем в хлебе.Молчание, подаренное божественному Младенцу, меняет дарящего. «Только оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша».
Спешите
Поспешим к Вифлеему, говорили пастухи и мудрецы. Поспешим, чтобы услышать радостную весть и увидеть Спасителя. Поспешим, как Христос спешит к вечной жизни через смерть и воскресенье. Ибо в темноте светит свет нашего милосердного Бога. Он одаряет нас опытом спасения через прощение грехов. Он светит всем, которые пребывают в темноте и тени смертной. Он направляет наши стопы на путь мира к воскресению и вечной жизни.
Фото к статье: Епископ Клеменс Пиккель