Воскресное слово — 2 ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Чтение святого Евангелия от Луки.

В то время: Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошёл Иисус на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Пётр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его, и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Пётр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели.

Облако в Библии является знаком величия Бога. Это величие охватит также тех, кто принадлежит Богу и стремится к Нему, что святой Павел ярко описывает в одном из своих Посланий: «вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес 4,17). Это описание может показаться немного фантастическим, но, тем не менее, выражает глубокую убежденность в том, что предназначение человека – это вечная жизнь в Боге.

Облако дыма и огня было печатью завета, заключенного Богом с Аврамом: «Когда зашло солнце, и наступила тьма: вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассечёнными животными» (Быт 15,17). Эти внешние знаки символизировали присутствие Бога, который является непостижимой тайной для земного человека.

Иисус пошел с учениками на гору помолиться. Лука точно описывает цель путешествия на гору Фавор. Это молитва. Иисус молился (в этом Евангелии это особенно показано) часто и всегда в ключевые моменты Своей жизни. Он нуждался в этом молитвенном контакте с Отцом. Во время молитвы еще больше возрастало Его осознание того, что Он пришел от Отца и вернется к Нему после выполнения Своей миссии.

Молитва является столпом великого поста. Поэтому стоит, глядя на Иисуса и учась у Него, понять для себя в каких ситуациях и почему мы молимся. Сама привычка, выработанная в детстве, не достаточна. Мы должны развиваться в молитве и уметь её «смаковать». Ученики хотели научиться молитве у Иисуса, потому что для каждого еврея молитвенная практика была столь же очевидной и необходимой, как дыхание. Иисус в молитве переживал нечто большее: отношения с Отцом. К таким отношениям, которые были у Него с Отцом, Он также приглашал своих учеников. Вот почему мы получили молитву «Отче наш» и описание преображения Иисуса, которое является предвкушением того, что мы также «всегда с Господом будем». Это происходит тогда, когда мы слушаем Его голос не только в слове, в литургии Церкви, но и прислушиваемся к Его голосу в наших сердцах: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте». Бог подтверждает сыновство Иисуса и жаждет от нас, людей крещенных, верного следования за Ним.

Евангелисты записали предвестие того, что все «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою» (Мк 13,26). Почему Иисус дал предвкушение этого предзнаменования в событии на горе Фавор только трем своим ученикам? Традиция Церкви видит в этом некий способ подготовки этих троих к великим миссиям. Иаков стал первым мучеником из апостолов, Петр – главой Церкви, а Иоанн – дольше всех апостолов служил общине, а также был единственным учеником, оставшимся до конца под крестом Иисуса.

«…и так всегда с Господом будем». Петр сказал: «хорошо нам здесь быть», поэтому хотел продлить этот момент, установив кущи. Ученики имели возможность пережить уникальное, прекрасное мгновение, которое намеревались задержать, а оно осталось позади. Этот опыт был настолько исключительным, и они знали, что невозможно все это описать, поэтому в ту пору сохранили молчание. Иногда бывает так, что мы переживаем что-то такое, о чем нелегко говорить. Такие переживания появляются в молитве под влиянием особых, высоких эмоций или чувств. Тем не менее они являются лишь бледным отражением того, что ожидает человека в вечных и непрестанных «объятиях» Бога. Стоит такие переживания углубить, основательно обдумать и сохранить в сердце. Конечно, ученики так и поступили, прежде чем, наконец, рассказали об этом и позволили это записать.

В событии преображения был укреплен авторитет Иисуса Христа как нового Моисея и нового Илии (закон и пророки, в конце концов, исполняются в Иисусе). Мы можем спросить себя: кем для нас является Иисус? Величайшим ли из авторитетов, выполняющим все обещания и предзнаменования? Такое послание несет в себе событие преображения. Только в Иисусе вся наша власть, сила и жизнь трансформируются в окончательное исповедание: «…и так всегда с Господом будем». Да укрепится эта вера в наших великопостных усилиях в более глубокой молитве, ревностном служении другому человеку и господстве над нашими личными страстями. Пусть это усилие приведет к нашему преображению, и, прежде всего, к любви к Иисусу Христу.

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове