26-ое РЯДОВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

ЕВАНГЕЛИЕ   Мк 9, 38-43. 45. 47-48

В то время:

38 Иоанн сказал Иисусу: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. 39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. 40 Ибо, кто не против вас, тот за вас. 41 И кто напоит вас чашею воды во имя Моё, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. 43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки её: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый. 45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки её: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый. 47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, 48 где червь их не умирает, и огонь не угасает.

Добро порождает добро. А зло? Бывает так, что зло порождает зло, зло приводит к безнравственности. «Ни один человек не имеет права поступать несправедливо, даже если несправедливо поступали с ним», – сказал Виктор Франкл. Вот почему мы должны быть осторожны, поскольку не всё в жизни можно исправить. Святой Иаков предостерегает от корыстолюбия: «Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Иак 5,5). Поэтому необходимо заботиться о себе, чтобы беспечная жизнь не ослабила нашей бдительности в действительно важных вопросах. Также и святой Павел в этом духе пишет своим общинам: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2Кор 13,5); далее говорит: «Испытывайте, что благоугодно Богу» (Еф 5,10) и, наконец, «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фес 5,21). И что действительно благородно и важно? Чтобы принадлежать Христу, а для нас, Его учеников, это приоритетно, нам нужно слушать Его Слово. Это важно! И сегодня Иисус предостерегает нас от двух отношений: ревности и безнравственности.

Моисей должен был решить: люди, пророчествующие вне общины, могут делать это или нет (см. Числ 11,25 сл.). Иисус (будущий преемник Моисея) проявил такое же рвение, как и Иоанн – запретить! Моисей ответил так, как и Иисус, – оставьте их, ревность руководит вами. Типичная ревность возникает тогда, когда кто-то хочет иметь патент на пастырскую работу, евангелизацию и другую деятельность в Церкви. Неудивительно, что с самого начала создания Церкви имели место такие явления, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Ученики были ближе всех к Спасителю, но, однако Иисус не хотел подтверждать их убеждение в том, что они являются единственной группой, использующей дар исцеления. Тот, кто делает дела власти (от греч. dynamis) во имя Иисуса, но не ходит с Его учениками, не может быть против Него (см. Мк 9,9). В Евангелии от святого Матфея (12,30) мы слышим: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает».

Самое важное – это мотивация: почему мы следуем за Иисусом и делаем великие дела ради Него, независимо от того, к какой общине принадлежим.

Добро порождает добро. Нам кажется, что мы являемся пионерами в какой-то области или методе действий, но может случиться так, что кто-то уже предшествовал нам в этом. Восхищает невероятная свобода Иисуса, который не осуждает самостоятельного и независимого евангелизатора, но указывает на суть. Если мы многое делаем во имя Иисуса, то это добро, которое рано или поздно принесет хорошие плоды в жизни другого человека. Поскольку помним, что пред именем Иисуса преклонится всякое колено… (Флп 2,10).

Со злом происходит иначе. Потому что со злом, с грехом, Иисус рекомендует действовать решительно – отсекать. Это означает образное определение «отсеки руку или вырви глаз». Необходимо руководство в духовной жизни, постоянство в изучении себя, чтобы уметь разоблачать искушение и отказываться от возможности грешить. Нам необходимо, чтобы мы не только сами не грешили, но и не стали поводом для греха других. На этом основана безнравственность: способствовать греху другого человека. Большая ответственность лежит на том, кто живет бессознательно, без способности отличать добро от зла и влияет на формирование людей. Разумеется, в этом смысле мы думаем главным образом о других: о родителях, которые плохо воспитывают детей, о священниках, совершающих предосудительные поступки по отношению к детям или молодежи (что сейчас является чрезвычайной темой). Скорее всего, мы не думаем о себе… А может быть сегодняшнее предупреждение Иисуса обращено также ко мне как предостережение? Может мне следует подумать о моих взглядах? Заслуживаю ли я своей жизнью награды, потому что принадлежу Христу? Настоящий ли я ученик Иисуса?

Добро порождает добро, и пусть это будет нашим ежедневным вкладом.

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

Воскресный импульс:

 

Скачать файл в pdf можно здесь:

PER_ANNUM_B_26_COM