В то время: Иисус сказал ученикам Своим:
38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Человеку легко делать что-то доброе для тех, кто хорошо к нему относится. В то же время очень трудно сохранить такое же отношение к тем, кто проявляет враждебность в словах или поступках.
Однако в Евангелии мы слышим призыв Иисуса не поддаваться борьбе друг с другом и не позволять, чтобы боль, обида, негодование одержали победу над нами. Порой мы бы хотели поступить в соответствии с Законом Ветхого Завета: око за око, зуб за зуб… Кажется, что тогда бы наша боль стала меньше. Но это только так кажется. Иисус призывает нас к тому, чтобы мы посмотрели с другой точки зрения. Взаимное причинение боли, нанесение ран не приводит к исцелению. Насилие порождает насилие. Как это остановить? – Посмотрим на Иисуса.
Когда Его били по ланитам – Он не защищался. Отобрали у Него всё, даже одежду. Он был похож на агнца, ведомого на заклание. Лишили жизни, хотя на самом деле это Он Сам её отдал, принёс в жертву за людей, которых любил.
А если бы Он хотел справедливости по Закону Ветхого Завета – то всё то, что Он пережил из-за наших грехов, должно было стать нашим уделом. Тогда бы жизнь в мире до самого конца была бы одним великим страданием.
Тем не менее Иисус не для того отдал Свою жизнь, чтобы смотреть на страдания своих братьев. Он Свой смертью остановил насилие и жестокость, не отвечая тем же самым, но побеждая зло добром и любовью. Так поступает Сын Божий, Который является совершенным, как Отец. Поэтому также и нам говорит: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный, милосердный по отношению к каждому творению. Помня о том, сколь великую благодать мы обрели благодаря смерти и воскресению Иисуса, будем делиться ею с другими, в том числе с теми, кто является нашими недругами.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского – Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове
Аудиоматериалы можно послушать по ссылке:
https://drive.google.com/open?id=0B8uBucu5c62wY0R0UG1ZUFQ2TmM
Скачать файл в pdf можно здесь: