Пастырское Послание всем верным в Епархии Святого Климента в Саратове
ПАСХА 2012
Возлюбленные братья и сёстры!
«Совершилось» (Ин 19,30) – Эхо этого последнего слова нашего Господа на Кресте ещё звучит в стенах храмов, в наших сердцах и по всему миру, в то время как само Слово прорывается сквозь стены гроба, стены смерти. «Христос воскрес из мёртвых! Смертью смерть поправ!» — Я поздравляю Вас с наступившим торжеством светлой, вечной, святой Пасхи! Христос воистину воскрес, аллилуйя!
Пусть маленькое размышление над тайной торжества торжеств поможет нам ещё глубже переживать её и больше радоваться ей. Плоды такого размышления могут проявиться в отношении к Богу, а также к обществу и миру: благодарность и любовь, чувство ответственности, надежда…
Последнее слово нашего Господа Иисуса Христа на Кресте – «совершилось» — не единственное слово в эти дни, которое выделяется своим всеобъемлющим характером. Осознать это несравнимое ни с чем происшествие мне лично помогает ещё другое слово. Это слово из Литургии Великого четверга. В первой евхаристической молитве, в которой священник во все другие дни молится: «Накануне Его страданий за спасение наше и всех людей, Он (Иисус) взял хлеб во святые и досточтимые руки Свои … благословил, преломил и подал его ученикам Своим, говоря: Примите и вкусите от него все…» — в Великий четверг добавляется фраза: «то есть сегодня». Итак, мы молились: «Накануне Его страданий за спасение наше и всех людей, то есть сегодня, Он взял хлеб …»
«То есть сегодня» — зачем эта добавка? Ведь мы совершили Воспоминание Тайной Вечери. Христос установил Евхаристию в определенное время: примерно две тысячи лет тому назад, на определенном месте, которое называем горницей, в Иерусалиме. Хочет ли Литургия просто подчеркнуть день годовщины последней вечери Иисуса с учениками? – Нет, дорогие братья и сестры!
Во время воинствующего атеизма — многие из Вас его помнят — часто надо было бороться даже за факт, что Иисус действительно являлся исторической личностью, а не мифом. Это время прошло. Трудно стало найти образованного человека, который сомневался бы в историческом существовании Иисуса из Назарета. Но для фундамента христианской веры – веры во Христа – этого не хватает. Верить в то, что Он когда-то жил и творил чудеса, вплоть до Своего личного воскресения, после чего Он ушёл со сцены мира, … это еще не христианство!
Христианин, перешагивая границы естественных наук, осознаёт подаренную нам связь между небом и землёй, вторжение вечности во время, Слово, Которое стало Плотью, Бога среди людей. – Человек ограничен в своей земной жизни местом и временем. У Бога это не так. Итак, Христос, когда совершил искупление мира, которое мы празднуем в «священном пасхальном триденствии», совершил его как истинный Человек в Иерусалиме две тысячи лет тому назад, а как истинный Бог – вне рамок места и времени. То, что тогда «совершилось», ещё не является завершённым, закрытым делом. Протянутые руки Спасителя на кресте — это руки Милосердного Отца, протянутые навстречу своим детям и сегодня. Сердце Спасителя открыто! Поэтому священники были совершенно правы, когда во время евхаристической молитвы в Великий четверг молились, что это «сегодня». Мы находимся не за «перевалом» многих веков, но в центре события. А как? И где? В каждом совершении святой Евхаристии. В ней присутствует всё священное пасхальное триденствие: Тайная Вечеря, и Страстная пятница, и Светлое Христово Воскресение – короче: наше Искупление. Оно совершается сегодня.
Конечно, христианство — не магия. Автоматически жертва Христа не действует. Бог есть любовь. Он ждёт свободного ответа каждого человека, ответа, который заключается в участии в Святой Евхаристии. А участвовать в Святой Евхаристии — это значит «иметь часть со Христом», как Он это предлагал возмущённому Петру в горнице: «…если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин 13,8).
Поэтому Церковь настаивает на том, чтобы каждый из нас, хотя бы один раз в год позволил Христу омыть нам сердце очищающими и освящающими Таинствами: покаянием и Евхаристией. Без этого Ты не имеешь части со Христом, Ты не в Нём. Смотрите, какой красивый ответ дал Пётр, когда он начал понимать смысл омовения ног Иисусом: «Господи! Тогда не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин 13,9).
Христос воскрес, желая одарить нас жизнью. Пасха без Таинств была бы мертвой Пасхой. Конечно, я не говорю о тех, которые жаждут Таинств, но не имеют возможности их принимать, например из-за того, что живут в регионах мира, в которых нет церкви, и так далее. В этих случаях мы знаем о возможном и так называемом «духовном причастии», а также о том, что раскаяние – ключ в Сердце Бога.
Хочу заключить это маленькое размышление благодарным осознанием того, что Воскресший среди нас протягивает руку каждому из нас, так как Он протягивает руки на одной пасхальной иконе Восточной Церкви. Там изображён Христос, который освобождает Адама и Еву из преисподней, а они, ухватившись за Него одной рукой, другую протягивают остальным ожидающим искупления. И так появляется цепочка освобождённых. – Возлюбленные братья и сёстры, сегодня смертью смерть поправ! Воскресший Христос нам сегодня, а не до и не после этой земной жизни, протягивает Свою руку, и братья ждут нашей.
От всего сердца я желаю Вам крепкой, ясной и радостной веры в Воскресшего! Я желаю Вам и Вашим близким жизнь в избытке, жизнь во Христе!
Епископ Клеменс Пиккель
Ординарий Епархии Святого Климента в Саратове
Саратов, в Страстной неделе 2012 г.