Воскресное слово — 22 РЯДОВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Лк 14, 1. 7-14

+Чтение святого Евангелия от Луки.

В то время:

Случилось Иисусу в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.

Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою. Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

Смирение – это трудная и требовательная добродетель, но ее наличие необходимо в жизни тех, кто хочет обрести благодать у Господа (см. Сир 3,18). По мнению святого Бернарда Клервоского первый уровень смирения основан на познании самого себя и созревании личной нужды. Святой Павел скажет: «И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор 12,9). Необходимо хорошо знать себя, чтобы прийти к такому признанию. Только смиренный человек может распознать и принять свои слабости, потому что в них становится совершенной сила Христа.

Стремление занять первое место за столом (или как это написано в оригинале «выбирали первые ложа за столом», потому что во времена Иисуса кушали в лежачем положении) может свидетельствовать о том, что кто-то высоко ценит себя и, возможно, объективно достоин такого места. Тем не менее, удостаивание себя почестями и какими-либо вознаграждениями не является хорошим признаком ни в Евангелии, ни в культуре. По-настоящему смиренный человек никогда не скажет о себе, что он обладает смирением.

В современную эпоху особое внимание уделяется личному достоинству, человека ценят в различных аспектах, и, прежде всего, можно много услышать о самореализации, об осуществлении своих мечтаний. Современные дети воспитываются именно таким образом. Все это хорошо до тех пор, пока ребенку не будет привито чувство, что он какой-то особенный и лучше других, даже если этот ребенок ничем не отличается. Такое воспитание может иметь катастрофические последствия не только в повседневной жизни, в неумении сотрудничать с другими людьми и т. д., но также и в духовной жизни. Учат ли сегодня молодого человека занимать последнее место? Это не значит, что он должен уступить место в автобусе, но отказаться от собственного «я» в различных ситуациях. Это также смиренное признание своей немощи. Притязательность и дерзость детей и молодежи по отношению к учителям часто являются реализацией первенства, подчинением своему «эго», которое всегда право. В связи с началом учебного года, стоит задуматься над этим вопросом, потому что воспитание молодого поколения принадлежит всему обществу.

Иисус заострил свое внимание на том, как званые выбирали себе первые ложа. Он заметил что-то, о чем другие, возможно, вообще не задумывались. Мы также не замечаем многих вещей. Не видим себя по-настоящему, поскольку несёмся вперед, реализуя очередные цели, проекты, задачи. Может быть, мы не видим, что идём «по трупам», а наша духовная жизнь мельчает. Возможно, мы уже привыкли к нашему соперничеству, претенциозности, классификации людей по благосостоянию кошелька и социальному положению.

Сегодняшнее Евангелие предлагает нам задуматься о своей жизни: сколько в ней стремления к первому месту, сравнения себя с другими, с множеством взглядов в средствах массовой информации, с…, и сколько сознательного самовоспитания в смирении, щедрости, в бескорыстной дружбе, в том, чтобы поговорить с бедным, больным. От каждого из нас, тебя и меня, зависит выбор: принимать ли почести здесь на земле или получить вознаграждение при воскресении праведников.

Как мы можем быть уверены в таком вознаграждении? Из Слова, которое Иисус адресует каждому из нас: «Но вы приступили к горе Сион и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собранию и Церкви первенцев, записанных на небесах» (ср. Евр 12, 22–23). Мы принадлежим Господу, и все самое прекрасное, вечное и доброе имеем у Него. Только смиренный обретает благодать у Господа, поэтому будем стремиться к смирению, а обо всем остальном позаботится Бог, который в Иисусе Христе занял последнее место, смирив себя до крестной смерти. И такой пример оставил нам.

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове