20 РЯДОВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

ЕВАНГЕЛИЕ  Мф 15, 21-28

В то время:

21 Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. 22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. 23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. 25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. 26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. 27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. 28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

«Ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов» (Ис 56,7). И мы часто задаём вопрос о том, принадлежит ли Божье спасение и благодать вечной жизни всем или только некоторым людям и народам?

Сегодня мы слышим в Евангелии, что Иисус временно покинул земли Израиля и удалился в языческие города Тир и Сидон. В это время Ему навстречу выходит женщина Хананеянка, плача, и даже крича: «помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется». Женщина Хананеянка, то есть язычница, мать, погружённая в страдание: сегодня она говорит каждой женщине и матери о том, что же такое истинное материнство.

В этот момент встретились два мира: женщина представляет собой мир язычников, символом которых являются богатые и сильные языческие города Тир и Сидон: идолопоклонство, империя зла, порабощения, отсутствия свободы и спасения; Иисус и ученики представляют мир веры. Женщина выходит из своего мира (образа жизни) и идёт к Иисусу и вере; Иисус и ученики берут на себя миссию провозглашения Благой Вести всем народам.

Язычница признаёт в Иисусе Господа, Спасителя, обещанного Давиду Сына – Мессию, а в её крике звучит подлинная вера. Но на настойчивый крик женщины «Он не отвечал ей ни слова». Иисус молчит. Иногда и мы переживаем молчание Бога, но это не означает отсутствие его присутствия и заботы о нас. Ученики просят Его, чтобы Иисус отпустил её. Они хотят избавиться от проблемы, неудобного бремени. Не желают увидеть её нужду и заступиться за неё. К сожалению, в этот момент ученики не дают примера заступнической молитвы.

Иисус не отправляет её, но говорит слова, смысл которых, казалось бы, несправедлив: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Иисусу известно, что Его народ знает Писание и ожидает обещанного Потомка Давида, который объединил бы его и повёл бы как пастух овец. Только благодаря посредничеству Израиля народы примут участие в спасении – таков порядок! На избранном народе, который первым получил дар спасения, лежит обязанность и миссия распространения его в мире.

Женщина, видя, что она не отвергнута, не теряла надежды, «кланялась Ему и говорила»: «Господи! помоги мне»! Настоящая мать, которая отождествляет себя со своим ребёнком, его болью и страданиями! «Господи! помоги мне» – это молитва, исполненная веры в силу Иисуса – и Иисус отвечает словами, которые, как нам может показаться, способны лишить всякой надежды и иллюзий: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Иисус не отнёсся к ней, как к собаке – так евреи говорили о язычниках. Иисус не презирает язычников, людей неверующих. Она знает, что псы также принадлежат к дому, они часть семьи, поэтому смиренно отвечает: «так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Другими словами можно сказать: «позволь мне, язычнице, напитаться этим спасением, падающим со стола, за которым Отец сидит со своими детьми; соделай, чтобы и я стала частью этой семьи, Божьего дома, дома молитвы»!

Это слова, которые раскрывают глубокую и разумную веру. Иисус выслушал её молитвы и исполнил просьбу. Её вера оказалась подлинной, искренней, смиренной, отважной, движимой любовью к страдающему ребенку, поддерживаемой твёрдой надеждой на то, что есть только один Господь, который может ей помочь – Иисус Христос! Иисус помог ей не потому, что она была язычницей, но потому что её вера была велика. Благодаря этой встрече, ученики узнали, что достаточно веры в Иисуса, чтобы принадлежать к новому Божьему народу, собранному вокруг Иисуса, к Церкви. Бог даёт своё спасение всем народам земли; все будут участниками спасения, без ограничений.

Мы все можем жить по нашей вере в общем доме, в Церкви, где никто не является «иностранцем и гостем», но обитателем дома Божия: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф 2,19), «ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов».

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове, 2017

Воскресный импульс:

https://www.youtube.com/watch?v=JREOcdKNvPE

Скачать файл в pdf можно здесь:

20_NZ_А_COM