Рождественское Послание епископа Клеменса

Clipboard01РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

СВЯЩЕННИКАМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМУ ВЕРНОМУ НАРОДУ

В ЕПАРХИИ СВЯТОГО КЛИМЕНТА В САРАТОВЕ

Возлюбленные братья и сёстры!

Я не могу каждому и каждой из вас написать отдельное поздравление с Рождеством Христовым, но всё же прошу принять мое послание как личное письмо вам – не другим, а Тебе.

Перед лицом Младенца в яслях, осознавая ограниченность мышления, я хотел бы с вами немного поразмышлять, остановиться и проникнуть в глубину Рождества. Готовы ли вы на это? Ты, и Ты?

Несколько дней назад меня неожиданно встревожило одно рекламное сообщение по радио. Находясь в Германии, я сидел в машине, направляясь к недавно назначенному епископу моей родной епархии. Украшенные населенные пункты по пути погружали в предрождественскую атмосферу, и даже по радио играла соответствующая музыка. И вдруг, между двумя произведениями, прозвучала реклама нового бестселлера: предлагали книгу какого-то автора, которая объясняет, что не Бог сотворил человека, а человек — Бога, именно такого бога, в котором «нуждался» в соответствующий период времени. Кажется, я мог бы спокойно махнуть рукой, ведь такими лозунгами уже в моём детстве агитировал так называемый воинствующий атеизм. Потом стало казаться, что, в общем, мы преодолели систему узкого мировоззрения. Но дело даже не в этом, а в том, что книгу предлагали во время и в атмосфере Адвента, как будто в подарок на Рождество. Какой абсурд!

Мысли о книжной рекламе не давали мне покоя. Имеет ли такая книга шанс на продажу и распространение? Мы не делаем себе нового Бога. С другой стороны, могу себе представить, что каждое время подчёркивает особенную добродетель Бога: Его справедливость, Его всемогущество, Его милосердие и так далее. Может быть, именно это вызывает критику автора? Надеется ли он на неграмотность читателей в отношение веры? В наше время – совершенно возможно.

Откуда я лично черпаю убеждение, что Бог сотворил нас, а не мы Его? Прошу, задайте этот вопрос также и себе! Могу сказать, что ответ, который я нахожу в себе, не «традиционный», то есть он рождается не из-за того, что мои родители и предки верили в Бога. Правда, это помогло и содействовало заложению фундамента веры в моей душе. Также все пройденные катехизации и даже мое философское и богословское образование не являются причиной моего духовного убеждения. Они лишь поддерживают мою веру со стороны разума. Но незаменимый источник моего убеждения в Боге — это молитва. Незаменимый источник нашей веры в Бога – это молитва! А у людей, которые не молятся или перестали молиться, этот источник высыхает, независимо от того, крещены ли они. И вот, может быть, поэтому книга о «сотворённом человеком» боге сегодня имеет невиданный шанс на продажу, кстати, именно среди христиан, которые с Богом не общаются, то есть, которые не молятся. Ведь других эта тема так не волнует.

В этот момент следует отметить, что молиться не равно молиться. В наше продвинутое время существует множество представлений о молитве, от заклинаний колдуна до благородного пожелания, от тщательно точно совершённого обряда до новогоднего гадания – всё это считают в каком-то смысле молитвой, таинственным привлечением сверхъестественных сил для решения проблем или успокоения души.

Но когда мы говорим о молитве, речь идёт о высокой культуре общения. Простите, может быть, это слишком теоретически звучит. Говоря о «высокой культуре общения», я имею в виду нечто сугубо человеческое, и даже самое великое, к чему человек способен. И всё же, человек не достиг бы Бога, если бы Тот не пошёл ему навстречу. Даже между людьми бывают барьеры в понимании. Так, например, человек

в поезде, привлечённый информацией на экране своего ноутбука о движениях на финансовом рынке раздражается от непонимания, потому что малыш, на руках рядом сидящей попутчицы, плачет. Или другой пример: Люди, которые знают только свой язык, ограничены в общении с иностранцами. Беспрепятственное общение нуждается в уровне, на котором находятся оба общающихся.

Бог создал этот уровень, когда сотворил человека. Пользуясь библейским словом, мы называем его Рай (Быт. 2,8). Но человек нарушил этот уровень общения, потерял его и низко упал. Нельзя сказать, что оттуда, куда человек упал, невозможно общаться с Богом, но это стало трудным. Культура греха и культура общения с Богом, то есть молитвы, — противоречивые крайности. Духовную слепоту и утрату слуха мы осознаём как последствия первородного греха, а также личных грехов. Первоначальный уровень беспрепятственного общения с Богом нарушен. А восстановление того, чего человек не сотворил, сверх его сил.

Итак, простите за «хозяйственное» выражение, Бог Сам взялся за дело. Он Сам спустился в тёмную пропасть человеческого бытия. В своём послании к Филиппийцам святой Павел выражает это так: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». (Фил 2,6-8) Ясно, что речь идёт об Иисусе, о Том, Рождество Которого мы сегодня празднуем.

Бог никогда не переставал любить человека, поэтому Он оставил Рай и принял ограниченный, уязвимый человеческий образ. Другими словами: Он спустился на уровень заблудившегося человека и там вошёл в контакт с Ним, лицом к лицу. Он пришёл восстановить беспрепятственный уровень общения человека с Богом. Читайте в этом свете 12-ый стих первой главы Евангелия от Иоанна: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». Здесь речь идёт не только о современниках Иисуса и Апостолов, но и о нас. Здесь нам открывается взгляд на универсальное значение Рождества.

Книга про человека, который сделал себе своего Бога, подталкивает меня в конце еще раз к вопросу, который – в случае отсутствия удовлетворительного ответа — в состоянии испортить всю рождественскую радость: Кто мне даст гарантию, что это — не мои выдумки, но что всё это действительно так? Отвечая, я возвращаюсь к вышесказанному: Не традиции, в которых я вырос, не книги богословского факультета, а молитва даёт мне уверенность и жизнеспособную веру. Молитва, в которой я общаюсь с Богом, а в первую очередь – Он со мной, Он во Христе, даёт мне убеждение, что мой путь не ведёт в тупик. Способность молиться Господь вложил в душу каждого человека, способность отвечать на вызов: «Адам — то есть: Человек — где Ты?» Бог спрашивает, ищет, приходит, уничижается, потому что хочет в лицо сказать: «Я тебя люблю». И Он это сказал, говорит и будет говорить. Именно так звучит Слово Бога, Которое стало Плотью: «Человек, Я тебя люблю». В принятии этой истинны, то есть в принятии Воплощенного Слова и в общении с Ним моя жизнь однажды приобрела и ежедневно приобретает направление и смысл. Он заставляет меня быть реалистом, не закрывать глаза перед вызовом мира и смотреть дальше, не забывая о том, кто мой ближний.

Возлюбленные братья и сёстры, желаю рождественской радости и мира вашим сердцам! Посвящайте Вифлеемскому Младенцу в эти дни ваше время, ваше особое внимание! Дорогие дети, простите меня за длинное письмо взрослым! Ведь у вас сегодня родился маленький Братик. И у меня тоже. Эта мысль мне очень помогает: Бог стал моим маленьким Братом! Я очень рад.

С любовью во Христе,

Ваш епископ Клеменс Пиккель

Ординарий Епархии Святого Климента в Саратове

Саратов, 19 декабря 2016 г.