Ветхозаветные юбилеи
Евреи свято соблюдали субботу и праздники, предписанные Богом (Лев 23). Кроме того, они отмечали также субботний и юбилейный годы. Это были особые празднования.
Год субботний (Лев 25,1-7) по закону Моисея отмечался каждый седьмой год: подобно тому, как освящался каждый седьмой день, так должен был освящаться каждый седьмой год. В течение этого года даже земля (как всецело принадлежащая Господу) должна была соблюдать субботу – т.е. покоиться от обработки: земле в этот год давали отдых, земледелие прекращалось. Полученного в шестой год урожая (по обетованию Бога – Лев 25,20-22) хватало также на весь субботний (седьмой) год, и ещё на восьмой – до нового урожая, а все плоды, родившиеся сами собой в эти годы (самородные), отдавались бедным, а что оставалось – животным (Исх 23,10-11).
Субботний год называли также «годом прощения». Кроме освобождения каждого израильтянина, попавшего в рабство (скажем, за неуплату долгов), чёткие предписания Закона предусматривали в «субботний год» также прощение грехов. Всё это делалось во славу Божию.
В завершение семи субботних лет наступал год Юбилейный, совершавшийся в каждый пятидесятый год. Слово «юбилей» происходит от древнееврейского «jobel», что значит «бараний рог», «труба». Наступление юбилейного года торжественно открывали специальной мелодией, которую играли на юбилейном роге. Это происходило в десятый день седьмого месяца Тишри, в великий день Очищения. Юбилейный год объявляли торжественно и публично, потому что это был особый год. Все привилегии субботнего года были действительны и в юбилейный год, но в юбилейный год обычаи субботнего года совершались с большим размахом и более торжественно.
«Одним из самых знаменательных последствий юбилейного года было всеобщее «раскрепощение» жителей, которые нуждались в освобождении. По этому случаю каждый израильтянин вновь становился хозяином земли своих предков, если он продал или лишился её, став рабом. Нельзя было до конца лишиться земли, ибо она принадлежала Богу, и не могли сыны Израиля вечно пребывать в рабстве, ибо, освободив их из египетского пленения, Бог «выкупил» их Себе как Свою исключительную собственность» (св. Иоанн Павел II, Tertio Millennio Adveniente, 12).
Юбилейный год был завершением великого круга субботних годов, и после этого всё обновлялось, народ вступал как бы в новую жизнь. Чёткие и подробные предписания по субботним дням, субботнему году и году юбилейному содержатся в книгах Исхода (23,10-11), Левита (25-27), Второзакония (15,1-18).
Юбилеи в христианстве
Практика юбилеев, берущая своё начало в Ветхом Завете, продолжается также в истории Христианской Церкви. Уже с древних времён христиане-паломники шли в Вечный город к гробам святых Апостолов Петра и Павла, чтобы получить отпущение грехов.
Практика празднования юбилеев, введённая Папой Римским Бонифацием VIII (1294-1303), придала этому паломничеству новое измерение: «Идя навстречу желаниям жителей Рима Папа Бонифаций VIII торжественно объявил 1300 год первым юбилеем в истории. Воскрешая древнюю традицию, согласно которой «изобильное отпущение и прощение грехов» давалось тем, кто совершал паломничество к базилике св. Петра в Вечном городе, Папа пожелал по случаю юбилея даровать «прощение грехов», которое было бы не только более изобильным, но и полным. Начиная с этого времени, Церковь всегда праздновала юбилеи как значительные шаги на её пути к полноте Христовой» (св. Иоанн Павел II, Incarnationis Mysterium, 5).
Булла Бонифация VIII «Antiquorum habet fida relation» о проведении первого Юбилея была высечена на мраморной плите, которая в течение вот уже более семисот лет находится в атрии Базилики св. Петра.
Первый в истории христианства Святой год, Юбилей 1300 года, был необыкновенным событием. Христианский мир с энтузиазмом принял благодать, объявленную Бонифацием VIII, и верующие со всех концов земли устремились в Рим, чтобы освободиться от грехов и кары за них. Подавляющее большинство из прибывших в Рим были здесь впервые. Все были восхищены красотой римских храмов, торжественными богослужениями и блеском Папского Престола. В том юбилейном году в Риме побывало свыше 200 тысяч паломников – по тем временам астрономическая цифра. Единственный мост в Риме, ведущий к Базилике св. Петра (мост Сант-Анджело), был забит пёстрой разноязычной толпой паломников со всего мира. Все они стремились попасть ко гробу св. Петра, чтобы получить индульгенцию. Считается, что именно римлянам принадлежит идея двустороннего движения: они регулировали движение на мосту так, что не было заторов, и все желающие без задержек проходили через мост и поднимались на Ватиканский холм («monte Vaticano»). По этому мосту проходили тогда поэт Данте Алигьери и художник Джотто. Оба до конца жизни оставались под впечатлением этого необыкновенного года. Данте впоследствии написал эпохальное произведение «Божественная комедия», а Джотто для базилики Сан-Джованни ин Латерано написал фрески, посвящённые этому юбилею.
Папа Павел II (1464 – 1471) распорядился проводить Юбилеи через каждые 25 лет, чтобы каждое поколение верующих могло участвовать в этом событии хотя бы один раз в жизни. Во время Юбилея 1500 г. Папа Александр VI (1492 – 1503) ввёл традицию торжественного открытия Святых Врат как символа начала Юбилейного года. С тех пор каждый Юбилейный год начинается с этого символического момента: с открытия Святых Врат.
В особых случаях Церковь объявляет также внеочередные, дополнительные Юбилеи – по просьбе верных или в связи с особыми выдающимися событиями, в благодарность за блага: т.е. это Юбилеи в память о важных событиях в жизни Церкви, но в первую очередь – это Юбилеи, посвящённые той или иной годовщине Искупления рода человеческого.
Для чего нужен Святой Год?
Юбилей, или иначе Святой Год – это возможность, которую даёт христианам Бог и Церковь, чтобы обновить свою жизнь и принести свидетельство веры.
Святой Год – это:
∗ год духовного возрождения;
∗ год личной встречи со Христом;
∗ год щедрой любви Бога и к Богу;
∗ год щедрой любви братьев и к братьям.
Юбилейный год всегда был понимаем как время прощения, примирения с Богом и ближними, время очищения душ, возвращения к Богу – Источнику любви и жизни.
Обычаи Юбилеев
На протяжении веков проведения Католической Церковью Юбилеев постепенно установились обычаи, свидетельствующие о вере и поддерживающие благочестие.
1. Среди главных юбилейных обычаев первое место занимает паломничество. Уже в Ветхозаветные времена паломничеству к святым местам придавалось особое значение (Суд 20,18; 1Цар 1,3). Следуя Закону Моисееву, Иисус отправился с Марией и Иосифом в паломничество в Святой город Иерусалим (Лк 2,41).
В христианстве паломничества также являлись важной частью жизни верующих. В паломничествах в Святую Землю, в Рим, а также в святые места, связанные с Богородицей и святыми, христиане черпали и черпают духовные силы. Важной составной частью в подготовке к Юбилею были паломничества Пап, начало которым положил в 1962 г., накануне открытия Второго Ватиканского Собора, Папа Иоанн XXIII, отправившийся в паломничество в Лорето и Ассизи.
Во время понтификата Иоанна Павла II его паломничества стали регулярными. Это помогло Папе войти в непосредственное общение с поместными Церквями на всех континентах, при этом большое внимание уделялось развитию экуменизма в отношениях между христианами разных конфессий.
2. Важный юбилейный символический обычай – прохождение через Святые Врата.
«Этот символ указывает на переход от греха к благодати, который должен совершить каждый христианин. Иисус сказал: «Я Есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся» (Ин 10, 9) – чтобы ясно показать, что никто не может прийти к Отцу, кроме как через Него. (…) К Нему одному в подлинном смысле приложимы слова Псалмопевца: «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс 118(117),20)» (св. Иоанн Павел II, Incarnationis Mysterium,8).
3. Особым знаком юбилейных торжеств является также индульгенция.
Индульгенция – это проявление полноты Милосердия Бога, дар Милосердия Божия: через индульгенцию кающийся грешник получает отпущение временной кары за грехи, уже отпущенные священником во время исповеди (во время исповеди священник лишь отпускает грехи, но временная кара за них ещё предстоит).
Семья Щетинских