КРЕСТНЫЙ ПУТЬ В АУШВИЦ-БИРКЕНАУ

Введение

Тексты к размышлениям Крестного Пути в Аушвиц-Биркенау возникли на основании традиций католических приходов в Освенциме и Бжезинке, чтобы почтить таким образом память умерших в этом месте. Стояния идут в традиционной последовательности; со временем в них были внесены личные размышления.

 Верить в Освенциме означает то же, что без устали искать смысл веры. Наша вера в Бога здесь становится Его поиском, который непрерывно приводит к вопросу: Боже мой, Боже, почему Ты меня оставил? Иначе молитва в Освенциме кажется невозможной. Пусть этот Крестный Путь будет для нас поиском Бога и достоинства человека. В этом поиске нас будут сопровождать свидетельства глубокой веры. Здесь, в Освенциме, пустые фразы были бы только оскорблением жертв.

Следуя по Крестному Пути в Аушвиц-Биркенау, мы духовно проходим двойную дорогу: идем с людьми, которые здесь страдали и умирали, и на этом пути часто теряли свою веру. И идем по пути страданий и смерти Иисуса Христа, веруя, что Он шел по этой дороге вместе с этими людьми. Он ведет нас к жертвам, к солидарности с ними – тогда как сами бы мы отворачивались от них.

Стояния Крестного Пути будут идти в такой форме: после цитаты из Святого Писания следует воспоминание лагерной действительности, потом – небольшое размышление и молитва.

Этот духовный путь мы хотели бы начать с крестного знамения:

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Стояние 1

Иисуса осуждают на смерть


Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Мф 17, 22

Воспоминания из лагеря:

Концентрационный лагерь в Освенциме был основан в июне 1940 года, сначала для поляков, а позже — и для советских военнопленных. Но с 1942 года он стал местом «промышленного» массового уничтожения людей, прежде всего, евреев. Здесь было уничтожено около 1 миллиона евреев, 75 тысяч поляков, 21 тысяча цыган, 15 тысяч советских военнопленных и других. Тот, кто прибывал в лагерь, не знал, что его ждет. Не редко начальник лагеря Фритш приветствовал прибывших словами: «Это концентрационный лагерь… Отсюда нет другого выхода, кроме печи крематория!»

 

Размышление:

Помолимся за всех, кого осудили на смерть, кто был исключен из общества, кто уже никому не нужен, кто просто-напросто должен уйти. Помолимся за всех, которые должны жить с мыслью, что все их жизненные мечты разрушены, потому что политическая ситуация или общественные обстоятельства лишили их возможности жить, что сегодня можно увидеть на многих территориях, охваченных войной или голодом.

 

Молитва:

Господи Иисусе Христе, Ты сказал: Что сделаете для одного из меньших Моих братьев и сестер, то Мне сделаете. А чего им не сделаете, того и Мне не сделаете. Помоги нам все глубже осознавать это поручение.

Стояние 2

Иисус берет крест на свои плечи

 

И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

Ин 19,16.17

 

Воспоминания из лагеря:

Тадеуш Боровски, как заключенный, был отправлен на работы в группе, которая должна была сортировать багаж из новоприбывшего транспорта. Автор пишет:

«На железнодорожной платформе становилось все шумнее. Форарбайтеры делили людей на группы. Заезжали с ревом мотоциклы эсэсовцев. Сначала они приветствовали друг друга официально – по-римски — вытянутой рукой, а потом от всего сердца пожимали правые руки и, сердечно друг другу улыбаясь, разговаривали о письмах, о новостях из дома… «Транспорт пришел!» — сказал кто-то, и все приподнялись в ожидании. Из-за поворота показались товарные вагоны: поезд двигался назад. …В маленьких окошечках с решетками были видны лица людей: бледные, помятые, как после бессонной ночи. Растрепанные, испуганные женщины, мужчины… Вдруг внутри вагонов что-то зашевелилось и начало бить в стены. «Воды! Воздуха!» – вырывались глухие, отчаянные крики… «Also loos! За работу!» Застучали затворы, вагоны открылись. Волна свежего воздуха ворвалась внутрь, ударив людей словно жаром. Люди были непомерно разбиты, придавлены огромным количеством багажа: чемоданов, чемоданчиков, рюкзаков, разного рода узлов, — потому что везли все, что составляло их давнюю жизнь, и должно было начать новую…»

 

Размышление:

Устремим наш взгляд на виновников, которые взваливали крест на плечи других. В Аушвиц потрясало осознание, что зачастую они были нормальными людьми. Только у немногих из них были небольшие отклонения. На что же тогда способен нормальный человек?

 

Молитва:

Помолимся за виновников в прошлом и настоящем, за всех, кто отягощал и отягощает других крестом своего эгоизма, ожесточенности сердца и несправедливости. Помолимся за нас самих. Как часто мы хотим избавиться в этом мире от людей, которых считаем обременительными, как часто отворачиваемся от других. С каким безразличием мы относимся к жертвам этого мира. Дай нам, Господи, благодать обращения. Господи, помилуй нас.

 

 

 

Стояние 3

Иисус в первый раз падает под Крестом

 

Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя,
и свет очей моих, — и того нет у меня.
Друзья мои и искренние отступили от язвы моей,
и ближние мои стоят вдали.

Я близок к падению,
и скорбь моя всегда предо мною.

Из Пс 38

 

Воспоминания из лагеря:

Из воспоминаний Тадеуша Боровского:

«Смертельно измученный работой и ужасными переживаниями на платформе, сказал своему другу: «Слушай, Генри, хорошие ли мы люди?» — «Почему ты задаешь такой глупый вопрос?» — «Видишь ли, во мне кипит совсем непонятная ненависть к этим людям, потому что я должен здесь быть из-за них. Мне совсем не жаль, что их удушат газом. Пусть бы земля разверзлась и поглотила их всех! Я мог бы сам их убить, всех! Наверное, это патология, не понимаю». – «Да нет, все наоборот! Это нормально, заранее предусмотрено  и рассчитано…»

 

Размышление:

Иисус падает под крестом. В Аушвиц многие падали под тяжестью креста, который на них взвалили. Не физическое страдание было самым тяжелым, но боль, вызванная проклятием, падением человека. Часто соперничество между заключенными в борьбе за жизнь было так велико, что тяжело  было быть солидарными друг с другом. Один из выживших людей сказал: Чтобы во время голода поделиться хлебом, нужно было быть святым. Это было труднее, чем пойти в газовый отсек. И, несмотря на это, были и такие люди.

 

Молитва:

Помолимся за всех, кто, переживая этот ад, сломался морально. За тех, кто, не взирая на других, стал замечать только себя, кому не хватило силы и веры, чтобы остаться людьми. Прости им, Господи, и прости так же нам, т.к.  и мы заблуждаемся, и теряем доверие Тебе.

 

 

Стояние 4

Иисус встречает Свою Мать

 

Да не будет этого с вами, все проходящие путем!
взгляните и посмотрите,
есть ли болезнь,

как моя болезнь, какая постигла меня,
какую наслал на меня Господь
в день пламенного гнева Своего?

Что мне сказать тебе, с чем сравнить тебя,
дщерь Иерусалима?
чему уподобить тебя, чтобы утешить тебя,
дева, дщерь Сиона?
ибо рана твоя велика, как море;
кто может исцелить тебя?

Из Книги «Плач Иеремии», 1,12;2,13

Воспоминания из лагеря:

С 1942 года, слева от главных ворот на территории Аушвиц II, расположился лагерь для женщин разных национальностей. До мая 1943 года рожденных
в лагере детей жестоко убивали, чаще всего их топили в бочке.

 

Размышление:

Полька, Эльжбета Пиотровска, написала стихотворение под названием «Допрос».

— Кто убил вас, дети?

— Люди

— А что это были за люди?

Может, лица призраков были у них?

Может, клыки и когти были у них

И дикий звериный взгляд?

— Обычные люди. Люди как люди.

Как у людей — их глаза и зубы… Ростом — как наши отцы…

— Может, вулкан породил их,

И матерей не имели?

— Человеческие матери этих людей родили,

И пели у их колыбелей, когда они были как мы…

— Значит, детей у них не было, правда?

— Были дети.

И они им писали письма,

высылали в посылках обувь, чуть поношенную, и игрушки.

— Как убивали вас эти люди?

— Газом душили, бросали в огонь,

об забор разбивали, топтали ногами,

впрыскивали фенол,

а если были добры, угощали нас пулей…

— А когда уже вас убили, что делали эти люди?

— Белым платком пот со лба вытирали,

говорили: «Потрудились же мы сегодня!

Большая была работа.

Так много маленьких детей!»

 

Молитва:

Стояние 5

Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест

Носите бремена друг друга,

и таким образом исполните закон Христов.

Гал. 6,2

 

Воспоминания из лагеря:

С задней стороны женского лагеря Биркенау находился газовый отсек и крематорий II. Сегодня там остались только руины, потому что эсэсовцы перед тем, как покинуть лагерь, взорвали этот объект. До двух тысяч людей вталкивали в газовые отсеки и душили циклоном Б. Убитые стояли прямо, так как были тесно прижаты друг к другу. Умирая, люди судорожно хватали друг друга за руки, так, что члены рабочей команды потом с трудом могли их разделить.

 

Размышление:

Большую часть отравленных здесь газом людей составляли евреи. Именно в этом месте мы хотим особенным образом подумать о еврейском народе, почтить его. Призыв к тому, чтобы нести бремена других, в отношении к еврейскому народу, часто не находил отклика. Неоднократно было наоборот. Большинство людей никогда не думало, что каждое распятие, каждая фигурка Марии должны были бы носить еврейскую звезду. Согласно расистской идеологии того времени, Иисус, Мария и все апостолы должны были быть отравлены газом.

 

Польский стих:

И Иисус был  —

жалкий жидок,

цадик из Галиции ли, из Галилеи.

И Та, что царит

в Ясногорской Святыне,

тоже была жидовкой

в  жизни, полной труда.

Разве они не пошли в газ

Вместе со своим народом

в те страшные дни?

(Станислава Грабска)

 

Молитва:

Господи, в смерти мы все станем равны друг другу. Дай нам глубже уразуметь, что и при жизни мы друг для друга — братья и сестры, что мы должны преодолевать все разделяющие нас границы — мировоззрения, религии и конфессии, национальности и политические взгляды. Дай нам также глубже осознать истину о том, что каждый из нас призван нести бремя других.

 

Стояние 6

Вероника вытирает лицо Иисуса

Из Песни Песней (8,6)

Положи меня, как печать, на сердце твое,
как перстень, на руку твою:
ибо крепка, как смерть, любовь;

 

Воспоминания из лагеря:

Около памятника, воздвигнутого в 1967 году в конце железнодорожной платформы, находятся памятные таблички с надписями на языках, звучавших в Аушвиц: на идиш, английском, белорусском, чешском, немецком, польском, русском, цыганском, румынском, словацком, сербском, украинском, венгерском.

София Похорецка попала в женский лагерь Биркенау в возрасте 20-ти лет. Позже она жила в Освенциме и встречалась с группами немецкой молодежи. Она часто рассказывала, что выжила только благодаря подругам, которые заботились о ней, когда она тяжело болела, свидетельствуя о том, как сильно поддерживали силу жизни нежность, дружба и любовь. Она умерла в январе 2005 года в Освенциме.

 

Размышление:

В этом страшном окружении страдания, нужды и человеческого унижения встречались и жесты доброты, которые в этом месте становились героическими поступками. Будем учиться у этих людей не соглашаться со злом, с грехом. Нет обстоятельств, которые освобождали бы от задачи сопротивляться злу, бороться со слабостями и помогать страдающим.

 

Молитва:

Боже, Вероника поддержала Иисуса в Его боли. Помоги нам, чтобы мы даже среди брутальной реальности каждого дня не теряли способность бескорыстно любить ближних.

 

 

 

Стояние 7

Иисус во второй раз падает под крестом

Из Псалма 44

Все это пришло на нас,
но мы не забыли Тебя
и не нарушили завета Твоего.
не отступило назад сердце наше,
и стопы наши не уклонились от пути Твоего,

Но за Тебя умерщвляют нас всякий день,
считают нас за овец, обреченных на заклание.

Восстань, что спишь, Господи!
пробудись, не отринь навсегда.
Для чего скрываешь лице Твое,
забываешь скорбь нашу и угнетение наше?
Ибо душа наша унижена до праха,
утроба наша прильнула к земле.
Восстань на помощь нам
и избавь нас ради милости Твоей.

 

Воспоминания из лагеря:

В газовом отсеке и крематории III также отравляли циклоном Б до двух тысяч человек одновременно. Дантисты открывали рты трупов и вытаскивали плоскогубцами золотые коронки. Это, действительно, выглядело так, будто человеческое злодейство праздновало свой триумф над Богом. Мы знаем, что для многих людей молчание Бога в то время было невыносимо. Наверное, особенно для евреев, для которых оно было расторжением земного и небесного Союза, т.е. двойным концом света. И все же это место глубочайшего унижения было в то же время местом непреодолимой веры, молитвы. Из газовых отсеков доносились еврейские напевы псалмов. И из камеры смерти Максимилиана Кольбе было слышно молитву.

 

Размышление:

Не удалось до конца уничтожить веру в Бога, Который есть Любовь. Спустя пол века, летом 1992 года, здесь вместе молились американские раввины и польские епископы. Звучали слова еврейской молитвы Кадиш:

 

Молитва:

Да будет великое имя Его благословенно вечно, во веки веков! Да будет благословляемо, и восхваляемо, и прославляемо, и возвеличиваемо, и превозносимо, и почитаемо, и величаемо, и воспеваемо имя святого [Творца], благословен Он, превыше всех благословений и песнопений, восхвалений и утешительных слов, произносимых в мире, и скажем: амен!

…а память об убитых будет благословением и знаком мира для всех.

 

Стояние 8

Иисус утешает плачущих женщин

Лк 23, 27

И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне,
но плачьте о себе и о детях ваших!

 

Воспоминания из лагеря:

В лесу, за лагерем Освенцим II, в газовые отсеки были перестроены два домика, оставшиеся после выселенных поляков. Один из них, выбеленный снаружи известью — бункер II — был назван белым домиком. Вблизи находились два барака, в которых люди, перед тем как войти в газовый отсек, должны были раздеться. Недалеко от бараков, в четырех больших ямах, на открытом воздухе сжигали останки. Сюда же летом 1942 года привезли голландских католиков еврейского происхождения. Среди них находилась кармелитка Эдит Штайн – Сестра Тереза Бенедикта от Креста — и ее сестра.

 

Размышление:

Иисус утешает плачущих женщин. Для Иисуса Его собственная ситуация была понятна, помимо дороги страдания. Поэтому Он не был занят Самим Собой, но был свободен до такой степени, что видел нужду других.

Мы должны работать над собой, чтобы мы сами себя поняли, смогли освободиться от самих себя и замечать несчастье других.

Эдит Штайн, которую мы вспоминаем в Освенциме, также направляет наш взгляд на других. Она, еврейская Сестра Кармеля, ведет нас — христиан — к евреям, к солидарности с жертвами, которые были здесь убиты.

 

Молитва:

Любящий Боже, открой глаза наших сердец на жизненные ситуации других людей. Особенным образом мы хотим молиться на этом стоянии за женщин, которые во времена конфликтов часто несут самый тяжелый груз. Просим Тебя, чтобы уважалось их достоинство, чтобы красота их не была эгоистически использована, чтобы труды их жизни были замечены во всех обществах и общинах. Позволь нам учиться у Иисуса.

Стояние 9

Иисус падает в третий раз под крестом

Из Псалма 40

Твердо уповал я на Господа,
и Он приклонился ко мне

и услышал вопль мой;
извлек меня из страшного рва,
из тинистого болота,
и поставил на камне ноги мои
и утвердил стопы мои;

 

Воспоминания из лагеря:

В ту ночь жители одной из деревень, расположенных на другой стороне Вислы, несколько раз могли наблюдать шествие нагих фигур, которое тянулось из барака для раздевания до газового отсека. Слышали крики людей, перед глазами которых была близкая смерть. Днем польские рабочие, которые на расстоянии пары сотен метров должны были строить новые крематории, видели, как узники что-то вытаскивали из дверей тех домов, складывали на платформы тележек и везли их в направлении ям. Из этих же ям непрерывно поднимался черный дым. Тысячу и больше останков работники спец. группы складывали одни на другие. Между рядами останков укладывали ряды дерева, которое поджигалось потом при помощи метанола.

 

Размышление:

Иисус в третий раз падает под крестом. Это означает, что Он находится у предела своих сил, что Он абсолютно одинок. Он уже никого не утешает, Ему уже никто не помогает. Ему не остается ничего другого, как покориться воле палачей, уповая только на верность Бога.

Следующий отрывок взят из текста «Крестного Пути Максимилиана Кольбе» Тео Мехтенберга и Мечислава Кощчельняка:

За ужасом дня не следует спасительный сон.

Голод раздирает внутренности,

а боль вжирается

в тело.

Из темноты возникает мука мыслей,

души погружаются в одиночество,

осваивают проходы между нарами лагерей.

И плечом к плечу с братом в страдании

остывают умершие.

Во мраке ночи тихонько угасает жизнь,

оставляя исчезающий след.

С концом страданий

умирает и надежда.

Рядом с человеком в его глубочайшем падении

Стоит на коленях Избранный и молитвой свидетельствует,

что конец – это новое начало

— выход из тьмы в свет –

и освящает смерть.

 

 

Стояние 10

С Иисуса снимают одежды

Все, видящие меня, ругаются надо мною,
говорят устами, кивая головою:

делят ризы мои между собою
и об одежде моей бросают жребий.

(Из Псалма 22,8.19)

 

Воспоминания из лагеря:

Филомена Франц вспоминает: «Во время моего прибытия в Аушвиц, 21 апреля… стоим на платформе… Вдруг слышим ужасный крик «Ровняйсь! Раздеться!» Все медленно начинают раздеваться. Очень холодно. По коже пошли мурашки… Изумленные, заинтересованные и профессиональные взгляды встречают мое тело. Платье, которое я еще недавно носила, заменилось на грубое, в полоску; обувь – на тяжелые, неудобные ботинки. В течение двух минут цивилизованный человек превращается в узника концлагеря. Парами, ровным шагом мы идем в каменные бараки, в женский концлагерь. …Нас встречают два эсэсовца с хлыстами. Надсмотрщица хочет подтолкнуть меня на стул, но один кричит: «Эта нет, эти волосы оставить». – «Становись здесь, сбоку», – приказывает мне, – «Распусти волосы». Мои волосы падают вниз, доставая до колен. А он говорит: «Она выглядит как принцесса из джунглей»… А та немецкая женщина рядом со мной говорит: «Тебе хорошо, пойдешь в бордель, там лучше, чем в лагере». Тут мои глаза открылись. Чувствую себя так, как будто бы была раздавлена колесом мельницы, как будто бы медленно умирала. Закрываю глаза, я должна опереться о стену, чтобы не упасть, думаю о моих родственниках, которые здесь умерли и были отравлены газом. Боже мой, что Ты со мой делаешь! Я не могу, я не выдержу этого! Этих мук. Потом замечаю, что повышается давление. Злость и отчаяние поднимаются во мне. Разрываю мое лагерное платье и кричу в отчаянии: «Нет, нет, в «puff» не пойду! Лучше меня застрелите! Расстреляйте меня на месте!» Тогда смотрительница подталкивает меня на стул, тянет мою голову назад и брутально остригает мне волосы… Я – номер 10550».

 

Размышление:

В Аушвиц люди становились номерами без индивидуальности… Покорной рабочей силой, материалом для удовлетворения людей SS, поставщиками сырья даже после смерти: волосы, золотые зубы, даже пепел от останков — все использовалось. Каждый узник делал все возможное, чтобы сохранить чувство собственного достоинства и постоянно в себе его поддерживать и обновлять.

Французский философ Эммануил Левинас прав, говоря, что самое важное, чему мы снова и снова должны учиться после Освенцима, — это постижение человека с его неповторимыми и абсолютными правами.

Молитва:

Помоги нам, Господи, оценивать не по внешним критериям, но учиться глубочайшему уважению к Божьей Тайне, сокрытой в каждом человеке. И когда мы сами останемся нагими, когда у нас уже не будет ничего, под чем мы могли бы укрыться, дай нам тогда глубже понять человека, дай нам чистую совесть, чтобы мы могли тогда стоять честно, не боясь за свое достоинство. Даруй нам веру, которая по примеру Иисуса, укоренит всю нашу жизнь в Боге.

 

 

Стояние 11

Иисуса прибивают к кресту

Из Псалма 22

Ибо псы окружили меня,
скопище злых обступило меня,
пронзили руки мои и ноги мои.
Можно было бы перечесть все кости мои;
а они смотрят и делают из меня зрелище.

 

Воспоминания из лагеря:

В Страстную Пятницу 1942 года священник Петр Даньковски из Закопане услышал от надзирателя следующие слова: «Сегодня тебя распнут, как твоего Учителя!» На плечи ему положили тяжелую деревянную балку. Неся ее, он несколько раз падал под ее тяжестью, пока не погиб под ботинком убийцы. В карающей компании одному из узников, еврею, был вдавлен в голову венок из колючей проволоки.

 

Размышление:

Не сильный сверхчеловек арийского происхождения открывает нам истину о человеке, но Распятый, который в своей немощи силен, потому что Он истинен. «Не бойтесь убивающих тело. Бойтесь смерти духа, смерти истины, смерти любви!»

Нередко жертвы Аушвиц были истинными победителями.

Во время процесса против коменданта Аушвиц, Рудольфа Хёсса, судья Аймер в своей речи на открытии сказал:

«Помня о нашей огромной ответственности перед погибшими и живыми, нельзя упустить из виду того, за что боролись те, кто любит свободу народов. Этой великой целью было уважение достоинства человека. Пусть же оно будет и правом этого осужденного, т.к. перед судом стоит, прежде всего, человек».

 

Молитва:

Господи, помоги нам всегда оставаться верными идеалам. Учи нас становиться на сторону истины, справедливости, милосердия и солидарности, даже, если это опасно, если из-за этого нас прибивают ко кресту. Одари нас верой, которая придаст нам силы. Одари нас благодатью, чтобы мы умели молиться, как Дитер Бонхоффер – евангельский богослов – в преддверии приближающейся казни от нацистов:

 

И даже если тяжесть дней прошедших

Душе твоей покоя не дает,

Знай, ты средь многих, благодать нашедших,

Средь тех, кто в сердце с Господом живет.

 

Мой Бог, когда Ты нам подносишь чашу,

Что до краев страданием полна,

Мы принимаем в ней спасенье наше,

И дар любви Твоей мы пьем до дна.

 

Чудесно силами добра укрыты,

Спокойно мы в грядущее глядим.

Бог среди нас и вечером, и утром,

Мы каждый новый день встречаем с Ним.

 

Стояние 12

Иисус умирает на кресте

 

Иисусе, мы слышим Твой крик:
«Боже мой, Боже мой, почему Ты меня покинул»,

Однако слышим также предложение:
«В руки Твои предаю Мой».

Воспоминания из лагеря:

Пожалуй, одними из наиболее известных лагерных воспоминаний о Богооставленности, являются воспоминания Элиэ Веселя:

«Никогда не забуду ту ночь, первую ночь в лагере, которая превратила мою жизнь в одну длинную ночь, семикратно проклятую и семь раз запечатанную. Никогда не забуду дым. Никогда не забуду личиков детей, тела которых на моих глазах клубами дыма поднимались к тихому голубому небу. Никогда не забуду этих огней, которые навсегда поглотили мою веру. Никогда не забуду ночную тишину, которая на веки лишила меня желания жить. Никогда не забуду тех минут, которые убили моего Бога и душу и превратили в прах мои мечты. Никогда этого не забуду, даже если бы мне пришлось жить так долго, как самому Богу. Никогда».

 

Размышление:

В этом месте мы бы хотели вспомнить в молитве всех, кто в Аушвиц или после него уже не были способны молиться. Небо над Освенцимом было тогда устрашающе пустым: без мотыльков, без птиц, без зелени деревьев. Для многих с того времени небо стало пустым и в религиозном смысле, — они больше не нашли Бога. Мы хотели бы принять этот опыт со всей серьезностью и не относиться легкомысленно к нашей вере.

 

Молитва:

Помолимся минуту в тишине…

Последнее неоконченное произведение кармелитки Эдит Штайн названо: «Наука Креста». В нем она пишет:

«Мы знаем …, что придет момент, когда душа полностью погрузится в темноту и пустоту. Ей уже не останется ничего иного, за что она могла бы ухватиться, кроме веры. Вера представит ее перед глазами Христа: нищего, униженного, распятого, на кресте оставленного Отцом. В Его нищете и оставленности она найдет свою».

 

 

Стояние 13

Иисуса кладут в руки Матери

Ин 19,25

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

 

Воспоминания из лагеря:

Отец Максимилиан Кольбе, великий почитатель Марии сказал перед своим арестом в последней речи собратьям:

«Царя Любви можно почитать только любовью, как дар Ему можно принести только любовь… Глубже описать любовь невозможно. Нужно пережить. Небо – это ничто иное, как все большее соединение человека с Богом через любовь…»

Годом позже Кольбе был уже мертв. Он добровольно пошел на голодную смерть в бункере за другого узника. Не только поляки видят в нем символ победы веры и любви над ненавистью и смертью.

 

Размышление:

В этом месте мы хотели бы особенно подумать о польском народе. На основании своей истории он снова находится в ситуации Пиеты, в которой Мать держит на руках Своего умершего Сына. Подобно и икона в Ченстохове поражает печальным взглядом, знающим о страданиях и смерти, но все же исполненным упования и веры в Божье Обещание.

Помолимся за Польшу, так часто распинаемую, чтобы ее дочери и сыновья оставались верными Богу, превозмогали ненависть и шли дорогой истины и справедливости.

Радуйся Мария…

 

 

Стояние 14

Иисуса кладут во гроб

Иез. 37,1-14

Была на мне рука Господа,

и Господь вывел меня духом

и поставил меня среди поля, и оно было полно костей,

и обвел меня кругом около них,

и вот весьма много их на поверхности поля,

и вот они весьма сухи.

И сказал мне:

сын человеческий! оживут ли кости сии?

Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.

И сказал мне: изреки пророчество на кости сии (…)

Я изрек пророчество, как повелено было мне;

и когда я пророчествовал, произошел шум,

и вот движение, и стали сближаться кости,

кость с костью своею.

И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла,

и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.

Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу (…)

И я изрек пророчество, как Он повелел мне,

и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои

— весьма, весьма великое полчище.

И сказал Он мне:

сын человеческий! кости сии — весь дом Израилев. (…)

Так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши

и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших

и введу вас в землю Израилеву.

И узнаете, что Я Господь,

когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете,

и помещу вас на земле вашей,

и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал,

говорит Господь.

 

Размышление:

Гроб не имеет последнего слова. Мы верим в то, что Бог не покинет жертвы после смерти. Но и здесь, на этой земле, нельзя позволить, чтобы смерти принадлежало последнее слово об Аушвиц. Из остатков костей, похожих на семена, должна взойти новая жизнь. Аушвиц должен стать местом, которое даст осознать миру достоинство каждого человека и всех призовет к великой ответственности за мир. Как тогда люди со всей Европы приезжали сюда, чтобы умереть, так теперь должна нестись на весь мир весть о неотъемлемом достоинстве всех людей. Как некогда было много солдат смерти, так сегодня мы призваны всей нашей жизнью, быть на стороне мира, прощения и солидарности. Если мы отдадим за это даже нашу жизнь, мы не дадим больше, чем дали жертвы.

 

Молитва:

Боже, соделай меня орудием мира Твоего,

Чтобы там, где ненависть, я дарил любовь;

Там, где оскорбление, я дарил прощение;

Там, где разделение, я дарил согласие;

И говорил истину там, где царит обман.

Чтобы туда, где сомнение, я нес веру;

Там, где отчаяние, пробуждал надежду;

Там, где тьма, я зажигал Твой свет,

И приносил радость туда, где живет уныние.

О мой Учитель,

Научи меня прощать, а не ждать прощения,

Понимать, а не ждать понимания,

Утешать, а не ждать утешения,

Любить, а не ждать любви.

Ибо, отдавая, мы получаем,

Прощая, будем прощены,

И, умирая, воскресаем к вечной жизни. Аминь

 

Наше путешествие по Аушвиц мы закончим молитвой Отче наш, словами которой могут молиться как евреи так и христиане. Кто-то когда-то сказал, что это молитва, которая могла бы появиться в концентрационном лагере.

 

Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое;

Да придет Царствие Твое;

Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши,

как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас в искушение,

но избавь нас от лукавого.

Аминь.