Празднование Пасхи – это Праздник Праздников и Торжество Торжеств, кульминационный пункт всей миссии Иисуса Христа. Это – момент победы жизни над смертью, света над тьмою, надежды над отчаянием. Всё теперь не так как прежде. Это – «новое творение».
Вся Литургия тесно связана с посвящением новых членов Церкви через обряд крещения, миропомазания и Евхаристии. Сам этот факт является символом победы Христа, становящейся нашей собственной победой в жизни новых последователей, которые вот-вот будут приняты в лоно Церкви.
Всё Богослужение Навечерия Пасхи исключительно богато символами, соединяя великие библейские темы – творение, Завет, Исход, Пасху, Изгнание и возвращение – с Христом и с нами, когда Он становится Пасхальным светом, светящим во тьме.
Приход Воздвижения Святого Креста, Ульяновск
Фотограф Юлия Талль
Приход Воздвижения Святого Креста, Казань
Приход Святого Климента, Саратов
(фотограф Николай Корнилов)
Приход Пресвятого Сердца Иисуса, Самара
Храм Благовещения (Благовещенка и Нальчик)
Приход Успения Девы Марии, Алексеевка
Приход Пресвятой Девы Марии Заступницы, Воронеж
Приход Неустанной Помощи Божией Матери, Орск
Приход Христа Царя, Маркс
Приход Святого Николая, Волгоград
Приход Тайной Вечери, Ростов-на-Дону
Приход Святых Апостолов Фаддея и Симона, Сочи
Приход Розария Пресвятой Девы Марии и Святой Варвары, Краснодар
Приход Успения Богородицы, Оренбург
Приход Божьего Милосердия, Новопавловск
Приход Преображения Господня, Пятигорск
Приход Успения Пресвятой Богородицы, Астрахань
Церемония света делает акцент на этот великий момент прорыва. Когда благословляется новый огонь, на Пасхальной Свече пишут год, провозглашая «Христос вчера, сегодня и вовеки». Свет возносят, говоря: «Lumen Christi», Свет Христов. Гимн «Exultet» выражает радость на небесах и на земле, что Бог дал нам такого Спасителя, Который зовёт нас из тьмы, рабства и смерти в Свет Христа Воскресшего.
Вторая часть Богослужения – Литургия Слова. Чтения выбираются таким образом, чтобы дать историю Сотворения, заветов, Исхода, пророков, но теперь всё это читается в свете Пасхи. Теперь они приобретают новое значение, потому что у нас есть ключ к их пониманию: Христос Воскресший и Его единство с нами. Мы, наконец, можем понять Божий план, согласно которому «если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим 6,8).
Литургия Крещения следует за проповедью. Новые люди присоединяются к святым Церкви. Мы просим их молитв. Крещальные воды благословляются, чтобы они обладали силой Воскресения. Новые кандидаты отвергают старую жизнь, исповедуют свою веру и получают Крещение. Затем все приглашаются исповедовать свою веру и обновить своё крещение. Церемония затем продолжается Евхаристической Литургией и участием всех в Теле и Крови Христа.
День Воскресения, начавшийся на вечерней Литургии, продолжается и на следующий день. Витает чувство того, что случилось что-то новое. Радость наполняет мир. Люди знают это и хотят рассказывать об этом друг другу снова и снова. «Христос воскрес! Христос воскрес!» «Почему вы ищете живого среди мёртвых? Его нет здесь. Он воскрес!»
(о. Майкл Скрин. «Наша Страстная Неделя»)