Святой Климент Римский – главный покровитель Епархии

23 ноября католическая Церковь празднует святого Климента Римского, который является главным покровителем нашей Епархии.

Наша Епархия была утверждена Папой Иоанном Павлом II 11 февраля 2002 года, как «Епархия Святого Климента в Саратове». Это имеет свои корни в истории.

Впервые католическая епархия в Херсонесе (Крым) — месте мученической кончины Климента Римского — была основана ещё в 1333 г., но просуществовала недолго. 3 июля 1848 года Папа Пий IV издал буллу о создании в Российской Империи новой римско-католической Епархии с центром в Херсоне (для жителей центральных и южных губерний). Покровителем епархии был выбран святой Климент Римский.

Херсонская епархия в 1852 году была переименована в Тираспольскую, и епископ Фердинанд Кан перенес кафедру в этот маленький уездный городок. Но в Тирасполе было меньше 100 католиков, не было храма. Поэтому в 1856 году епископ решил избрать в качестве своего «временного» пребывания Саратов. 3 марта 1856 года саратовская церковь была преобразована в Кафедральный Собор, в котором было разрешено ежедневно совершать богослужения.

В 1873 году было начато строительство нового Кафедрального Собора. Собор был построен к 1880 году по проекту архитектора Грудистова, под руководством архитектора К. Невского и освящён во имя Святого Климента Римского 20 мая 1881 года епископом Францем Ксавьером Цоттманом. Ныне в здании находятся помещения кинотеатра «Пионер».

После разрушений, нанесённых Церкви из людей и храмам из камня Советской эпохой, в Саратове был зарегистрирован приход «Святого Климента». Это произошло 14 апреля 1992 года.

О происхождении, жизни и деятельности св. Климента сохранилось очень мало достоверных сведений. До нас дошло подлинное послание этого папы, а легенды о нём и его культ распространились по всей Европе, достигнув даже далекой от Рима Руси.

Скорее всего, Климент родился в Риме. Некоторые историки предполагают, что по происхождению он был евреем. Тертуллиан сообщает, что он был поставлен во епископы самим апостолом Петром: «Так… Церковь Римская объявляет своим епископом Климента, поставленного Петром». Климент был современником Петру и Павлу, это о нём Павел упоминает в Послании к Филиппийцам (по крайней мере, так предполагают Ориген, Евсевий и Иероним): «Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь». (Фил.4:3,4)

Св. Ириней пишет, что Климент знал апостолов Петра и Павла: «…на третьем месте от апостолов получает епископство Климент, видевший блаженных апостолов и обращавшийся с ними, ещё имевший проповедь апостолов в ушах своих и предания их перед глазами своими…». На этом основании Климент стоит в ряду Мужей Апостольских.

«Первое послание к Коринфянам» Климента Римского написано в связи со смутой, волновавшей общину этого города, которая раскололась на различные партии. Папа Климент призывал коринфян к примирению. Подобно апостолу Павлу, Климент воспевает в своём послании любовь. В его «гимне любви» (главы XLIX-L) мы встречаем: «несказанна высота, на которую возводит любовь». Послание это имеет очень важное значение с вероучительной, литургической и исторической точек зрения.

По свидетельству историка Евсевия, папа Климент I, сделавшийся епископом в 12-й год царствования Домициана (т. е. в 92 г.), после девятилетнего периода «проповедания слова Божия» скончался в третий год царствования Траяна, т. е. в 101. Однако, согласно принятой в настоящее время хронологии, кончина его приходится на правление императора Нервы (96-98 гг). >Церковь почитает святого Климента как мученика, то есть как того, кто горячо любил Бога и «свидетельствовал» о Христе всей жизнью. Легенда рассказывает о ссылке Папы на каторжные работы в Херсонес Таврический (нынешний Севастополь) и о жестокой его казни — на шею Клименту привязали якорь и бросили его в Чёрное море. Вероятно, сказание о мученичестве Климента Римского имеет свои корни в «Мученических актах св. Климента» (памятника, появившегося не ранее IV в. и наполненного легендарными сказаниями). Мощи его в IX в. были принесены в Рим просветителями славян свв. Кириллом и Мефодием и положены в храме св. Климента.

Память св. папы по римскому календарю отмечается 23 ноября, а в Русской Церкви — 25 ноября (8 декабря по новому стилю).

Якорь в символическом восприятии христианина двадцать первого века (как и для первых христиан, для которых эта символика была ещё более прозрачной) — это знак надежды и упования. В сочетании с именем святого Климента якорь — знак его мученичества.