Воскресное слово — ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Лк 22, 14-23,56

+ Чтение святого Евангелия от Луки.

14 Когда настал час, Иисус возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, 15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, 16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. 17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, 18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. 20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. 21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; 22 впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. 23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.

24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. 25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, 26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий. 27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.

28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, 29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, 30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, 32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. 33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. 34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. 36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; 37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. 38Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. 40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. 41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, 42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. 43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. 44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. 45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали 46 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

47 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. 48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? 49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? 50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. 51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его. 52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? 53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.

54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. 55 Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. 56 Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. 57 Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. 58Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! 59 Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. 60 Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. 61 Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. 62 И, выйдя вон, горько заплакал.

63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; 64 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? 65 И много иных хулений произносили против Него.

66 И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион 67 и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; 68 если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня; 69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. 70 И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. 71Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.

23,1 И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, 2 и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. 3 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. 4 Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. 5 Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.

6 Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? 7 И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. 8 Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, 9 и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. 10Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. 11 Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. 12 И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.

13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, 14 сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; 15 и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; 16 итак, наказав Его, отпущу. 17 А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника.

18 Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву. 19 Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. 20 Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. 21 Но они кричали: распни, распни Его! 22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. 23 Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. 24 И Пилат решил быть по прошению их, 25 и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.

26 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. 27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. 28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, 29 ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!

30 Тогда начнут говорить горам:

падите на нас!

и холмам: покройте нас!

31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев. 33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. 34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. 35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. 36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус 37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. 38 И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.

39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. 40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? 41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. 42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! 43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: 45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. 46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. 48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. 49Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.

50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, 51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, 52 пришел к Пилату и просил тела Иисусова; 53 и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. 54 День тот был пятница, и наступала суббота. 55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; 56 возвратившись же, приготовили благовония и масти;

И в субботу остались в покое по заповеди.

Грядет решающая битва. Сражение подходит к концу. Теперь должна быть выполнена миссия, ради которой Иисус пришел на землю. Он готовится к этому моменту, но есть ученики, которые еще мало что понимают. Ими необходимо руководить, наставлять и, наконец, согласиться принять ту их позицию, которую они представят – все сбегут из-под креста. Был ли Иисус к этому готов? Он знал Писание и ведал, что все должно было свершиться.

Вербное воскресенье, которое мы переживаем, вводит нас в события, ведущие к Его страданиям и смерти. Однако речь идет не только о хронологическом припоминании этих фактов. Дело заключается в том, чтобы найти в них себя и свою жизнь. Мы, христиане, как ученики Иисуса по-разному, особым образом проживаем жизнь Иисуса Христа. Он опередил нас на пути, ведущем к воскресению, теперь, в свою очередь, сопровождает нас на этой стезе. Однако нам нужна бдительность, чтобы сознательно проживать свою жизнь, уметь оценивать ее в свете Божьего слова.

Иисус после Тайной Вечери идет в сад помолиться. Молитва всегда защищает нас от искушения (Лк 22,46). Нас часто губит (как это было с учениками) уверенность в себе или незнание о том, что искушение может сломить нас. Слова: «что вы спите? встаньте и молитесь» – Иисус адресует нам всякий раз, когда мы живем поверхностно и не открываем в Нем события креста. Каждое слово Иисуса несет спасительный эффект.

Почему Иисус повелевает ученикам вооружаться мечом (Луки 22,36)? Конечно, его нельзя понимать как смертельное оружие, хотя ученики истолковывают это буквально и заявляют: «Господи! вот, здесь два меча» (Лк 22,38). Святой Амвросий, комментируя этот отрывок, говорит, что они представляют собой Ветхий и Новый Заветы. Они, как слово Божие, должны стать оружием ученика Христа против действий лукавого. Слово Иисуса «довольно» в таком ключе означает, что Библия является достаточной экипировкой для каждого, кто укреплен. Другое толкование слова «довольно» свидетельствует о том, что здесь сокрыта ирония автора, показывающего таким образом разочарование Иисуса, и, прежде всего, учениками.

В книге пророка Исаии говорится о Мессии, который «жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого» (Исаия 11,4). Меч является символом кризиса, раскола, разделения. Конечно, это значение и действие имеет Слово Божье, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр 4,12). Каждое слово Иисуса, произнесенное в обстоятельствах, предшествовавших Его смерти, а также во время Его умирания, было похоже на меч, разделяющий стремление к быстрой победе и согласие на арест, ложь и истину, желание отомстить и прощение.

Чтобы мы победили в Иисусе, принимая Божью волю со смиренным послушанием: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!…не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22,42). Подчинение воле Отца не успокоило Иисуса, потому что страх господствовал в Его душе и теле на протяжении всех страданий. Однако Он сохранял трезвость мышления, когда было необходимо остановить эскалацию насилия со стороны учеников, один из которых использовал меч, напав на раба первосвященника: «оставьте, довольно» (Лк 22,51).

Чтобы мы, подобно Иисусу, могли с достоинством признать свою индивидуальность и не отрицать ее, даже ценой преследований. «Ты Царь Иудейский?» – положительный ответ способствовал препровождению Иисуса от Пилата к Ироду и обратно. Но истина остается прежней. Иисус – Царь, несмотря на человеческую маскировку и попытки уничтожить такого Царя.

Чтобы мы были способны увидеть в Иисусе того, кто прощает с высоты креста: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23,34). Только любовь способна понять такое человеческое предательство и духовную нищету. Прекращение ненависти и мести через прощение Иисуса является нашим спасением в каждом переживаемом безвинном страдании.

Чтобы мы согласились на нашу смерть, на уход в то время, которое Бог для нас определил: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23,46). Иисус учит нас умирать для себя, в смысле духовного отречения от всех усилий, направленных на получение собственной выгоды, а также умирать буквально, то есть согласиться на смерть! Таким образом завершается наша жизнь.

С благодарностью примем дар страстей и смерти Иисуса, который предшествовал нам во всем, но оставил Свое Слово, чтобы мы не были беззащитными в этой борьбе за вечное спасение. А утро Воскресения скоро наступит, рассвет уже близок …

«И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (см. Еф 6,17), и, воспев радостно «Осанна!», будем помнить о том, что грядет Тот, Кто является нашим единственным Господом и Спасителем, и мы принадлежим Ему.

Скачать мр3

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове