Воскресное слово — 5 ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Ин 8, 1-11

+ Чтение святого Евангелия от Иоанна.

В то время:

1 Иисус пошел на гору Елеонскую. 2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. 3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, 4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; 5а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? 6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. 7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. 8 И опять, наклонившись низко, писал на земле. 9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. 10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? 11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Нам в нашей жизни легко судить других, оценивать их слова и поступки. Мы видим факты, игнорируем намерения и выносим приговор. Но нам очень трудно признать истину о нашей собственной жизни. Мы предпочитаем не видеть ее, а если это не удается сделать, то ищем пути оправдания. Наиболее распространенным из них является прикрытие кем-то, по нашему мнению, «худшим» по сравнению с нами, кем-то, кто не может скрыть свой грех ни перед Богом, ни перед людьми. И тем самым мы усыпляем свою совесть, чтобы она не упрекала нас в наших грехах, чтобы мы не познали истины и не обратились.

О подобной ситуации мы слышим сегодня в Евангелии от святого Иоанна. Фарисеи и книжники, которые являются религиозными авторитетами для простых людей, приводят к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Она не в состоянии скрыть свой грех. Также хорошо знает, что ждет ее по закону. Те, кто ее привел, убеждены в своей правоте и готовы наказать ее. Держа в руках камни, они пытаются вовлечь в это Иисуса, чтобы дискредитировать Его в глазах Его слушателей. Ведь Он проповедует милосердие и прощение, а Закон четко предписывает: побивать камнями. Таким образом, вопрос, адресованный Иисусу, был не нацелен на поиск истины, а на ее искажение, адаптацию к собственным потребностям, чтобы показать правду там, где ее нет.

Иисус, говоривший о себе, что Он пришел на землю не для того, чтобы нарушить Закон, но исполнить его (Мф 5,17), отвечает удивительным, ставящим в неловкое положение и открывающим правду о человеческом сердце, образом: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин 8, 7). Иисус не оправдывает грех этой женщины и не делает вид, что ничего не произошло. Но ясно показывает, что мы не имеем морального права судить других за их грехи, потому что сами их совершаем. Только Бог, который свят, может сделать это. И здесь мы обнаруживаем Благую Весть, которую это Слово приносит нам сегодня. Иисус, Святой Бог, смотрит на женщину взглядом, который, помимо факта греха, видит еще и сердце, жаждущее любви. Он смотрит на нее как на дитя Божье, за которое отдаст свою жизнь на кресте. И что говорит? – «Никто не осудил тебя? … и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8,10–11).

Мы представляем себе, что стояние перед Богом в истине о нашем грехе вызовет в Нем гнев, усмирить который может только лишь справедливое наказание. Между тем наша слабость вызывает в Нем милосердие. Он знает, что без Его помощи мы не сможем победить нашу грешную природу. Вот почему Он ждет нас, чтобы простить. И вместе с прощением дает нам благодать нового начала. Мы переживаем это каждый раз, когда в таинстве покаяния и примирения, где Бог не только прощает нам наши грехи, но более того, говорит нам, как этой женщине в Евангелии: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». И Его слова не пусты. Он дает благодать и Своего Духа, чтобы мы могли бороться со своими слабостями.

Каждая наша исповедь, каждое стояние перед Богом в истине являются новым началом в нашей жизни, о котором Бог говорит в книге пророка Исаии: «Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете. Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится». (Ис 43,18–19). И потому давайте возжелаем использовать эту благодать, дающую нам свободу, восстанавливающую достоинство и делающую нас способными подражать Иисусом в том, чтобы быть милосердными по отношению к другим. Пусть слова святого Павла – «забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп 3,13–14) – станут девизом нашей жизни. Давайте оставим наши грехи и слабости на милость Божью и постараемся в повседневной жизни бороться со зло добром. А наградой нам будет Бог и вечность, проведенная с Ним.

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове