+ Чтение святого Евангелия от Луки.
Приближались к Иисусу все мытари и грешники – слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
Но Он сказал им следующую притчу: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв, и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил; пропадал, и нашелся».
Сегодняшнее Евангелие, содержащее притчу о блудном сыне, является одним из самых известных и комментируемых. Ее можно найти только в Евангелии от святого Луки. Она помещена среди трех текстов: о потерянной овце (15, 1–7), драхме (15, 8–10) и сыне (5, 11–32). Иисус рассказывает ее фарисеям и саддукеям, которые критиковали Его за то, что Он был среди грешников и мытарей. Три повествовательных текста представляют собой одну большую притчу, поскольку их связывают одни и те же мотивы: потеря, обретение и радость.
Божье Слово всегда проливает свет на нашу жизнь. Сегодня оно особенно касается проблем прощения и примирения между людьми. Отец из сегодняшнего Евангелия – это Бог, который всегда милосерден и обладает даром прощения для всех своих детей. Он потерял не только своего младшего сына, но и старшего, который на протяжении всей своей жизни через преданность Отцу хотел заслужить Его любовь. Однако Божьей любви невозможно заслужить, она – безусловный дар, ее нужно только принять. Безусловная, милосердная любовь Бога щедра, без расчета. Мы видим это в знаках: перстень, обувь, одежда, застолье. Они являются предвестниками новой реальности и сверхъестественного достоинства, нового творения, которое в конечном итоге освободится от всего зла, недостатков и греха. Все это произойдет с нами в вечности, когда вернется Христос. Сегодня, всякий раз, когда мы возвращаемся к Отцу и принимаем дар прощения, отпущения грехов, ощущаем все это через веру и любовь в Таинстве покаяния и примирения.
Переживания блудного сына и второго брата, который реагирует эгоистично, могут быть близкими каждому из нас. Нам не так легко радоваться тому факту, что Бог любит и принимает в своем милосердии грешника, который растратил впустую свою жизнь, достижения, репутацию, доброе имя и семью. Наверное, многие неоднократно задаются вопросом: за что такой человек был прощен, почему ему был дан шанс начать все заново? Милосердие требует смелости и волнения сердца. Отец был глубоко тронут, увидев, что его сын возвращается (Лк 15,20). На это указывает греческий термин splaghnidzomai, который означает «иметь сердечное сострадание, нежность, милосердие, чуткость, полную сожаления, внутреннее волнение». Это глубокая забота о чьей-то судьбе, ситуации, в которой кто-то оказался из-за зла и греха. Именно так поступает с грешниками Бог, явивший Себя нам в Иисусе Христе! Старший брат повел себя иначе, он отреагировал гневом, восстанием, злостью, обидами в адрес Отца. Сколь близка эта картина к нашим человеческим отношениям. Иногда мы замыкаемся сами в себе, потому что злимся, завидуем проявлению любви к тем, кто сбился с пути. Не соглашаемся с прощением, примирением, хотим, чтобы они как можно скорее почувствовали последствия своих действий. Мы отталкиваем их, как прокаженных. Может быть, это касается наших родственников, брата, сестры, отца или матери. Тот, кто чувствует себя справедливым подобно старшему брату, критикует других, осуждает, не может простить, потому что пытается заслужить любовь. Я был верен и потому заслуживаю награду. Блудный сын – грешник, который, потребовав от Отца половину имущества, тем самым счел его уже умершим. И все же он оправдан, потому что признает свою ошибку и раскаивается: «Отче, я согрешил …». Покаяние и удовлетворение за свои грехи – это личная ответственность за совершенное нами зло. Святой Павел в Послании к Римлянам говорит: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе».
Фарисейство всегда является препятствием, чтобы принять милосердие и быть милосердным. Праведный фарисей всегда будет пытаться заслужить и будет ожидать плату за хорошее поведение. Лицемерие и собственное совершенство не позволяют ему увидеть свой грех и слабости. Он всегда будет видеть их в других. Отец любит одного и другого сына, и обоим дает свой дар. Хотим ли мы подражать Ему в этом? Мы более склонны отождествлять себя с блудным сыном, а иногда и со старшим братом. Давайте сегодня подумаем о наших семьях, отношениях с другими. Можем ли мы простить, не ставя условий? Хотим ли быть милосердными, как Отец? Иисус Христос явил нам такого Бога и хочет, чтобы мы подражали Ему, приходя к другим с примирением и прощением. Божье милосердие содержит в себе два необходимых аспекта: прощение вины и эффективная помощь нуждающемуся человеку. Тем самым, милость превозносится над судом (Иак 2,13). Вот что действительно пережил возвратившийся сын.
Возможно, стоит подумать в IV Воскресенье Великого поста, слушая это Евангелие, о том, присутствуют ли эти аспекты в нашей жизни. Мы приносим много жертв и умерщвляем плоть. Но более существенно и важно прощение вины и безвозмездная помощь, которая становится внутренней необходимостью. Именно в этом мы похожи на Бога, нашего Отца.
Милосердие более всего делает нас похожими на Бога: когда любовь становится сильнее, чем предательство, а прощение сильнее греха (см. Ос. 2,21; 12,7); когда в нас есть любящее сострадание Бога, склоняющегося над человеком и поднимающего его из величайшей беды, которой является грех (см. Псалом 51,3). Поэтому, как Он милосерден и милостив, так и ты будь милосерден и милостив.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове