Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время:
17 Иисус, сойдя с Двенадцатью учениками Своими, стал на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил:
Блаженны нищие духом;
ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне;
ибо насытитесь.
Блаженны плачущие ныне;
ибо воссмеётесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь; ибо велика вам награда на небесах: так поступали с пророками отцы их.
24 Напротив горе вам, богатые!
ибо вы уже получили своё утешение.
25 Горе вам, пресыщенные ныне!
ибо взалчете.
Горе вам, смеющиеся ныне!
ибо восплачете и возрыдаете.
26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
У нас всегда есть выбор. Перед нами постоянно два пути. Мы все время выбираем между злом и добром, между большим и меньшим благом. Иногда нам трудно распознать, что необходимо выбрать. Часто нашим критерием являются личная выгода или некое благополучие. Предупреждением для нас может служить максима Пифагора: жалуешься на то, что терпишь бедствия и несправедливость. Помни, что самое большое несчастье – это причинить их.
«Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование – Господь» (Иер 17,7). Тот, кто доверяет Богу, счастлив, потому что он знает, что жизнь не принадлежит только ему. К такой вере Иисус призывал учеников, когда обратился к ним в своей речи. Евангелист Лука записал четыре благословения, адресованных им, и четыре проклятия. Иисус, возведя очи Свои на учеников Своих, обратился к тем, кого видел перед собой, чью жизнь и чьи чаяния знал. Можно сказать, что Он имел представление об их жизни. Среди его учеников были и бедные, и богатые. Буквальное значение слов Иисуса представляет собой предупреждение о бессмысленной и пустой жизни, но также и вознаграждение за терпеливое переживание лишений и презрения. Знаем, что Иисус не осуждает самого по себе богатства и процветания. Однако порицает человека, верящего только в свои достижения.
Никто из нас не хотел бы испытывать голод и несчастья: жалуешься на то, что терпишь бедствия и несправедливость. Помни, что самое большое несчастье – это причинить их. Поэтому лучше перенести бедность и боль здесь, на земле, и сохранить свое достоинство, чем стать причиной страданий другого человека. Этот выбор всегда стоит перед нами, когда мы закрываемся перед нуждами других, видя только свой достаток и собственный успех. Тот, кто ищет свою силу в плоти (см. Иер 17,5) и полагается только на человеческие усилия, заслуживает сожаления. К таким относятся богатые и пресыщенные люди, которые уже ничего больше не хотят, кроме сохранения своего статус-кво. Часто люди, у которых все есть, утопающие в многочисленных благах, больше не нуждаются в Боге. Конечно, превратно было бы думать, что Бог дает свое царство только бедным и нуждается в человеческих страданиях, чтобы одаривать своим благословением в качестве награды. Наша бедность или богатство являются результатом многих факторов, часто независящих от нас. Одно можно сказать наверняка: от каждого из нас зависит, кому мы доверяем и на кого надеемся. И как результат вышесказанного: получим ли мы благословение или предупреждение: горе вам!
Иисус дает понять своим ученикам, а также нам, что надежда на вечную жизнь – это не просто дешевое утешение, чтобы каким-то образом успокоить голодных и страдающих. Христос является надеждой нашего воскресения, надеждой не только на то, что в этой жизни что-то изменится к лучшему, но и надеждой на будущую жизнь (см. 1Кор 15,19). Однако надо верить в то, что Его обещания не являются пустыми словами. Необходимо иметь огромную веру в то, что, пережив на земле все гонения из-за Иисуса, получим «компенсацию» на небесах. Иисус с большой уверенностью дает это обещание: возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь (в переводе с греческого «запрыгайте»), ибо велика вам награда на небесах (Лк 6,23).
В нашей стране нет преследования из-за веры, но в мире случаются нападения на христиан. Могу ли я рисковать и быть свидетелем Иисуса Христа? Лучше терпеть бедствия и несправедливость. Помни, что самое большое несчастье – это причинить их.
Словами псалмопевца проси, чтобы Господь укрепил твой выбор и дал тебе возможность избрания красивого, но трудного пути благословения: Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою (Псалом 142.8).
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове