В то время: 30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. 31 Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного. Ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. 32 И отправились в пустынное место в лодке одни. 33 Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их. И бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. 34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.
Сейчас время отпусков. Мы используем хорошую погоду и наслаждаемся заслуженным отдыхом после тяжелой работы, часто стрессовой и изнурительной. Точно так же Апостолы из сегодняшнего Евангелия нуждались в том, чтобы отдохнуть после евангелизации, поделиться с Иисусом тем, что Бог через их служение сделал для блага других. Мы слышим о том, что приходило и уходило так много людей, что у них не было времени даже поесть. И нам в повседневной жизни необходимо время для еды, чтобы укрепить наши физические силы за общим столом вместе с другими. Мы также нуждаемся в том, чтобы быть с Иисусом на молитве и в общине Церкви, участвуя в Евхаристии.
Мы можем оказаться в той или иной ситуации. Можем быть учениками Иисуса, поскольку мы посланы, чтобы провозглашать Благую Весть другим, утешать, давать надежду, молиться за больных (см. 2 Кор 1, 3–7). Но порой мы похожи на тех, кто собирался вокруг Иисуса. Они приходили к Нему, потому что нуждались в сострадании, поддержке и любви. И мы нуждаемся в пустыне, пребывании с Господом, в тишине и молитве, чтобы рассказать Ему о наших радостях, трудностях и обо все ином.
Люди, которые искали Иисуса и Апостолов, были как овцы, не имеющие пастыря. Они были рассеяны, у них не было цели и правильного направления в жизни. Иисус, видя их, испытывает глубокое волнение, сострадание (Мк 6,34). Об этом свидетельствует используемый в тексте греческий термин splagchnizesthai. Этот глагол означает глубокое сострадание, любовь, которая до глубины затрагивает человеческое нутро, ставит себя в положение другого, слабого (см. Лк 15, 20). Это слово в тексте относится только к Иисусу. Следовательно, используя этот термин только по отношению к Нему, Евангелист Марк перенёс черты милосердного Бога, показанного в Ветхом Завете, на Иисуса (см. Ис 49,15). В Нем Отец проявил сострадание и милосердие в полной мере.
Событие преумножения хлебов станет продолжением сегодняшнего Евангелия. Иисус учит народ. День склоняется к вечеру. Люди в пустыне проголодались. Когда Иисус узнал сколько было хлебов и рыб, повелел всем сесть на зеленой траве (см. Mк 6, 35–39). Пустынное место и зеленая трава. Как это возможно? Слова сегодняшнего Псалма 23 являются лучшим комментарием и объяснением: Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на злачных пажитях. Водит меня к водам тихим: подкрепляет душу мою. Направляет меня на стези правды ради имени Своего. Везде, где находится Иисус, есть жизнь. Пустыня, степь превращаются в сад, печаль преобразуется в радость и веселье, усталость – в отдых. Голодные насыщены, жаждущие напоены. Воплощаются в жизнь все мессианские пророчества. В Иисусе исполняется заветное желание Моисея: Да поставит Господь, Бог духов всякой плоти, над обществом сим человека, который выходил бы пред ними и который входил бы пред ними, который выводил бы их и который приводил бы их, чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря (Чис 27 , 16–17).
В пустыне находятся только люди и Иисус. Как в прежние времена, когда избранный народ ходил с Богом в пустыне как Невеста и Жених (Иер 2, 2-3). Иисус олицетворяет эту верность, выражением которой является любовь и сострадание, наиболее полно проявленное на кресте и в Его смерти.
Слово Божье из сегодняшнего Евангелия спрашивает о нашем сердце. Есть ли в нём сострадание? Бываем ли мы взволнованы, тронуты глубоко внутренне при виде мучения, одиночества, потери и страдания других? Как ученики Иисуса, мы должны задать себе эти вопросы. Уподобляемся ли мы в наших семьях, в рабочей среде, там, где мы живем, Доброму Пастырю, который объединяет, а не разделяет? Может быть, сегодня стоит подумать о своём сердце. Что находится в нём: хорошие или плохие чувства, желание помогать другим, умение поставить себя в ситуацию более слабого, искреннее сострадание или расчетливая жалость?
Воодушевленные примером нашего Господа и Спасителя, давайте попросим Его о сострадательной и заботливой любви ко всем людям без исключения. Попросим о глазах, которые видят, об ушах, которые слышат, о сердце, которое чувствует, говоря Иисусу о других в молитве: «Господи, они как овцы без пастыря». Часто приходит усталость, а необходимо решать новые задачи: служение, выход из дома, разговор, посвящение своего времени, необходимость прервать отдых, чтобы позаботиться о больном и нуждающемся. Укрепленные и насыщенные словом Господа и Его Телом, мы посланы, чтобы утешать других, нести надежду опечаленным, унывающим, отчаявшимся, питать добрым словом Евангелия, проявлять сострадание ко всем и во всякое время, объединять других вокруг Иисуса!
Господи, молим Тебя, дай нам сострадательное сердце, чтобы мы чувствовали нужды наших братьев и вели их на зеленые пастбища, к источнику милосердия и к живой воде, которые изливаются в Евхаристии, где Ты, Добрый Пастырь, питаешь всех хлебом Твоего Слова и Тела, чтобы они могли отдохнуть в Тебе и обрести спасение.
Надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся (Ис 40, 31).
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии
Епархии св. Климента в Саратове
Воскресный импульс:
https://drive.google.com/open?id=1k98_hnykcg9KU0Lak41s1rIaHQ_BbS78
Скачать файл в pdf можно здесь: