В то время: Иисус сказал ученикам Своим следующую притчу:
1 Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2 Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. 7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. 9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. 10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. 11 После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. 12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. 13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Свадебный пир требует от нас немалых усилий и подготовки. Сегодня разные организации могут сделать за нас большую ее часть, однако самая важная часть все равно остается за нами. Тревога и заботы, беспокойство о том, чтобы все прошло хорошо, чтобы гости были довольны и веселы, – это дорогого стоит. Важен конечный результат. В сегодняшнем Евангелии мы встречаемся с темой свадьбы в контексте притчи о десяти девах. Слово Божие в Евангелии ставит перед нами вопрос: что характеризует учеников Христа, ожидающих Его возвращения? На еврейской свадьбе очень большое значение имели подружки невесты, сопровождавшие ее в дом жениха на праздник. Торжественное шествие начиналось вечером, поэтому были необходимы лампы, масляные лампы в форме факелов. Их надлежало периодически пропитывать маслом (добавлять его), потому что они гасли на ветру. Поэтому столь важным был запас масла, тем более что свадебная церемония длилась долгое время. Иисус говорит, что Царство Небесное подобно десяти девам, подружкам невесты (гр. parthenois – девы), которые вышли навстречу жениху. Число 10 символично и представляет собой всю Церковь – Невесту, которая в вере и любви ожидает второго пришествия Христа – Жениха (см. 2 Кор 11,2). Пять из них были мудрыми (гр. fronimoi), а пять неразумными (гр. morai). Мудрые взяли запас масла, а неразумные нет. В том же самом Евангелии святого Матфея, но в 7,24 и следующих стихах мы слышим, что благоразумный (также гр. fronimos) – это тот, кто строит свой дом на скале, а безрассудный (также гр. moros), тот, кто строит на песке. Мудрость состоит в том, чтобы слушать Слово Иисуса и исполнять Его, а глупость – слышать Евангелие, но не жить по нему. Масло, которого не хватило неразумным девам, Отцы Церкви отождествляют с верой и любовью. В раввинской традиции оно также означает добрые дела, которые проистекают из изучения Торы. Многие элементы сегодняшней притчи очень динамичны. Девы выходят навстречу жениху. Точно также наша жизнь – это выход навстречу Христу, который в Евангелии показан как Жених. Все девы заснули, утомленные ожиданием, потому что жених задерживался. В Библии сон является синонимом смерти. Наступит такой момент в нашей жизни, когда Иисус Жених разбудит нас. Это будет момент нашей смерти (личная парусия) и последний день – воскресение мертвых, когда мы услышим полный радости крик: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф 5,14). Тогда окончательно завершится разделение зла и добра (гр. krisis). Поэтому необходима постоянная бдительность и готовность. Это не повод для страха и паники, но для ответственной жизни веры и любви, которая «излилась в сердца наши Духом Святым» и горит, как лампа (Рим 5,5). Сейчас же мы имеем время на то, чтобы накапливать масло, то есть ежедневные усилия любви, милосердия и веры (см. Мф 25, 31–46). Неразумные девы, хотя и узнали Жениха как Господа, называя Его «Господи! Господи! (гр. Kyrie) …», не вошли в Царство Небесное, двери затворились. Иисус сказал в том же Евангелии: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф 7,23). Потому что: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7,21). Каждый человек самостоятельно принимает решение веры и обращения, отдавая свою жизнь под руководство Иисуса. Благоразумие – это не эгоизм, но моя ответственность за это масло, которое я получил, за благодать веры и любви. Мы не можем заменить других в верности, вере и любви, а другие нас. Никто не может одолжить веру и любовь. Когда наша вера и любовь подвергнутся испытанию, приложим усилия верности и бдительности, поскольку к этому призывает Иисус Христос. И будем готовы к этому.
Вера – это узнаваемая особенность, которую Иисус ожидает от учеников и всей Церкви. Она – постоянная бдительность и готовность встретиться с Ним – Приходящим (гр. erchomenos). Речь идет о вере, которая является отношением доверия и действует через любовь. Ибо, заботясь о наших нуждающихся братьях с любовью, мы, как мудрые девы, постоянно подпитываем маслом наши светильники, чтобы в вечности они свидетельствовали о наших добрых делах, проистекающих из веры (см. Мф 5,14–16).
В Часе чтений сегодняшней Литургии Часов в проповеди неизвестного автора второго века читаем: «Братия! Обновим веру нашу во Христа Иисуса, истинного Судию живых и мёртвых, будем памятовать о величии спасения нашего. Ибо если мы умалим значение Христа, то умалим и то, чего сподобиться чаем». Пусть завершением наших нынешних размышлений станут слова святого Павла: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор 16, 13–14).
Итак, сегодня Иисус спрашивает каждого из нас: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»
Господи, умножь нашу веру!
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове, 2017
Воскресный импульс:
https://www.youtube.com/embed/zUxB1r_yS6I
Скачать файл в pdf можно здесь: