В то время:
1 Иисус, проходя, увидел человека, слепого от рождения. 2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? 3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. 4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. 5 Доколе Я в мире, Я свет миру. 6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал смесь из слюны и помазал смесью глаза слепому, 7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. 8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? 9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. 10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? 11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал смесь, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. 12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям. 14 А была суббота, когда Иисус сделал смесь и отверз ему очи. 15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: смесь положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. 16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. 17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего 19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? 20 Родители сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, 21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. 22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. 23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. 25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. 26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз очи твои? 27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? 28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. 29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. 30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. 31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. 32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. 33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. 34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? 36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? 37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. 38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. 39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
40 Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? 41 Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.
«Свет, носишь его в себе…». Хотя и иначе можно истолковать эти слова популярной песни Наталии Кукулской, но для меня они всегда каким-то образом были связаны с верой.
Вера, на самом деле, это свет, который озаряет темноту разума, сердца, а также действий человека. Пожалуй, для христианина очевидно, что эта вера приобретается в Таинстве Крещения. «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света» (ср. Еф 5,8). Свет, который находится внутри человека, пробивается наружу. Предрасположенность делать добро, происходящее из веры, проистекает именно из благодати, полученной в Крещении.
К этому был призван слепой от рождения. Иисус исцелил его от слепоты, дал ему физическое зрение. Но ещё большим даром является внутренний свет веры. Умывание в купальне Силоам символизирует новое творение. Слепой в послушании Иисусу делает это, а потом становится свидетелем перед Иудеями и последователем Иисуса, Сына Человеческого. Его дела происходили из даром обретённой веры. И теперь мы можем видеть, что отныне ему больше не придётся просить милостыню. Он взял на себя ответственность за свою жизнь.
Как обычно, в ситуациях, в которые входит Иисус, рушатся планы, соглашения, благоустроенность человека. У учеников есть проблема с истолкованием причин слепоты, у иудеев – с нарушением субботнего покоя. А у Иисуса? «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (ср. 1 Цар 16,7). Для Иисуса более важны дела Бога. Так часто препятствуем «действию» Бога в нас самих или в нашей
жизни. Потому что мы смотрим по-человечески, с точки зрения человеческих представлений о реальности.
«Свет, носишь его в себе…». Мы забываем о том, что имеем внутренний свет, не позволяющий нам поддаваться темноте греха, а также мраку, являющемуся следствием ограниченного способа мышления. Будем поступать как дети света, предполагая, что нам воздастся за добро и свидетельство о нашей принадлежности Иисусу. А Он будет и дальше вести дела.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского – Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове
Видео: Воскресный импульс
https://www.youtube.com/watch?v=trrjen4ZMEo&feature=youtu.be
Скачать файл в pdf можно здесь: