И свет во тьме светит…
(С. Анна Мерковская 24.09.1918 – 18.07.2000)
В книгах записано, что в Златопольском районе Черкасской области на Украине в семье Иосифа и Регины (Фридрих) Мерковских 24 сентября 1918 года родилась дочь. Окрестили младенца под именем Анна (в монастыре она отмечала именины в день свв. Иоахима и Анны).
В семье было 7 детей – 2 мальчика и 5 девочек. Родители были крестьянами. Семья Мерковских пострадала, как и другие, в гражданскую войну, перенесла голод. Отца забрали в трудармию в Гурьев, там он заболел цингой и умер. Мать забрали в Казахстан, где она погибла от голода. Саму Анну забрали в трудармию в Гурьев в 41-м. Здесь она провела тринадцать с половиной лет – ей некуда было вернуться, дом отобрали, а все родные погибли. Из семерых детей в живых осталась она – и это чудо, потому что она была самой слабой.
Аня была удивительно интересным собеседником – она выслушивала, советовала, обещала молитву. Сестры часто забегали к ней в комнату, чтобы попросить о молитве. Молилась с. Анна много и глубоко.
Подробности о ее жизни я узнала во время похорон – рассказывал на проповеди епископ Иосиф Верт. Помню фразу: «Сестра Анна Мерковская родилась в 1918 г. в немецкой деревне на Украине, где все имели почему-то польские фамилии».
По рассказам епископа Иосифа, Анна уже в трудармии познакомилась с Гертрудой Детцель (идет процесс ее беатификации). Гертруда как-то спросила Анну, не хочет ли она посвятить свою жизнь Иисусу Христу? Анна не ответила сразу, но долго молилась…Ответом ее было – ДА.
Реализация этого призвания оформлялась постепенно. Видимо, Анна тогда уже вела напряженную духовную жизнь, а может, встреча с Гертрудой была решающей, но когда после смерти Сталина немцев сняли с комендатуры, она с подругой Лизой искали, куда бы переехать. Одна из близких подруг, Регина Мауль, (в 2000 ей было 97, вскоре она умерла) звала в Караганду – писала, что там много священников, освобожденных из тюрем и лагерей. Итак, взяв отпуск. Аня с Лизой поехали в Казахстан. В то время в Караганде тайно служили о. Владислав Буковинский и о. Александр Штауб. В июне 1956 года женщины приняли решение о переезде.
С этих пор последствия разговора с Гертрудой о призвании стали приобретать конкретные формы. Уже спустя несколько месяцев после переезда, Анна с некоторыми другими женщинами вступает в Третий Орден францисканцев. Духовным наставником францисканок стал епископ Александр Хира. Подобная практика преследовалась властями, поэтому все сохранялось в строгой тайне. Из-за опасности ареста испытательный срок Анны продлился не 1 год, а всего 1 месяц, — епископ Александр не знал, что с ним может случиться.
Почти семь лет после переезда Аня и Лиза снимали комнату, и лишь скопив небольшие деньги, смогли начать строить землянку в «Берлине» — так называли пос. Майкудук в Караганде, в котором проживали немцы. Женщины наняли рабочих, и те возвели стены, но так как для крыши досок не было, то рабочие хотели уже уходить. Анна пошла к о. Штаубу, в доме которого сохранялись Святые Дары, чтобы молиться. В тот же день поздно вечером кто-то постучал в ворота и спросил, нужен ли лес… — Привезли столько, что хватило и на крышу, и на забор.
Когда в 1976 г. в Караганду приехали сестры евхаристки из Литвы, Анна вступила к ним в Конгрегацию. Епископ Иосиф Верт вспоминал в своей проповеди на похоронах с. Анны: «Как-то я шутя сказал ей: сестра Анна, как это Вы перешли из одного ордена в другой? Она же со всей серьёзностью объяснила, что из низшего ордена, каким является 3-ий Орден св. Франциска — перейти в более высокий можно. Для нее и этот переход был не просто обстоятельством жизни, а настоящим призванием, она была последние 20 лет жизни истиной сестрой-монахиней Конгрегации Сестёр Служительниц Иисуса в Святой Евхаристии с настоящим 100%-ным призванием. И когда Конгрегация включила ее в состав первой миссии в Марксе на Волге, она с радостью и внутренним спокойствием приняла это новое послушание, несмотря на то, что ей было уже далеко за 60». Так личная история с. Анны Мерковской вплетается в историю нашей Епархии.
Сестры-Евхаристки приехали в Маркс в июне 1984 году по приглашению отца Иоанна Белецкого. (Это были сестра Анна Мерковская и сестра Елена Верт. Сестра Елена сдала вступилельные экзамены в медицинское училище. А в конце августа из Караганды приехала постулантка Роза Верт – еще ученица 10 класса.) Первые дни сестры жили в доме Бенедикта Валингера (Feder Benedictus и Wejs Angela). И сразу познакомились еще с двумя католическими семьями – Кунц (дядя Ваня и тетя Роза) и Ельшейд (дядя Федя и тетя Амалия). Через несколько дней сестры купили дом по улице Куйбышева 204. Сестры начали ремонт дома и одновременно собирали людей на общую молитву. В ремонтных работах помогали «прихожане» — Валингер, Кунц и Ельшейд. Сестра Анна практически сама сделала все внутренние работы, мужчины ремонтировали крышу пристройки, которая позже служила сестрам кухней. К осени все было закончено.
Как сказал на похоронах сестры Анны епископ Иосиф Верт: «В Маркс переехала новая семья – «бабушка и две внучки». Приехавшие отличались своей скромностью и трудолюбием. Но как удивились бы соседи, увидев жизнь этой необычной семьи!»
С. Анна была настоятельницей дома. Сестры вставали очень рано, чтобы иметь возможность помолиться до начала учебных занятий. Время, свободное от уроков распределялось между молитвой, духовным чтением и работой по дому. В первый год в Маркс приезжала с. Ядвига Виршуто – для совместного духовного чтения. После переезда в Маркс сестры Елены Хатиковой в сентябре 1985 года, занятия с сестрами стала проводить она.
Сразу же, осенью 1984 года с. Анна Мерковская начала готовить к Таинствам двух девочек – Ольгу и Ирину, которые очень ждали приезда сестер и священника. 14 сентября 1984 года в Маркс в первый раз приехал отец Иосиф Верт. А в свой второй приезд, 12 декабря 1984, он окрестил Ольгу и Ирину в доме сестер. Крещение состоялось рано утром, чтобы потом Ирина и п. Роза успели в школу. В апреле 1985 года они приняли первое святое причастие в доме сестер («первое» Первое Святое причастие в Марксе!), в присутствие сестер и нескольких, самых близких прихожан. Из-за преследования КГБ о. Верт не мог показаться приходу…
Рождество 1984 года встречали, собравшись на Богослужение в доме сестер, — впервые за много-много лет… Священника не было. Но немногочисленные пока прихожане собрались вместе, чтобы праздновать Пришествие Спасителя – вместе молиться, вместе благодарить, вместе радоваться.
До осени 1986 года на молитву собирались по домам. Приход удалось зарегистрировать, но постоянного священника не было. Лишь иногда приезжал из Актюбинска отец Иосиф Верт, хотя и это было связано с большими трудностями – преследованиями со стороны КГБ. Позже отец Иосиф, в ответ на переживания сестер об отсутствии священника в приходе и связанное с этим беспокойство за будущее монастырского дома в Марксе, писал сестре Анне, что, даже если бы Ирина и Ольга были единственными, кого сестры привели к Богу, их переезд в Маркс и работа не были напрасны.
Наконец, осенью 1986 года недалеко от дома сестер на ул. Куйбышева удалось купить дом, который несколько лет (с 1986 по 1993) служил церковью. Первая совместная молитва прихода в молитвенном доме состоялась в том же 1986 году на Торжество Христа Царя.
Ровно через год в приход приехал отец Иосиф, уже как постоянный священник. Долгое время он жил за ширмой в комнате для исповеди. «Кухня» была в подвале. К этому времени приход уже был большим. На Рождество в 1987 году было больше 50 детей.
Отец Иосиф и сестры обслуживали примерно 40 точек в Саратовской, Самарской, Волгоградской, Оренбургской области, Башкирии, Татарстане. Чтобы иметь возможность чаще посещать отдаленные приходы (для этого выезжали на миссии на неделю-две), сестры работали ночами – брали работу со швейной фабрики на дом. Надо было искать людей, собирать их и учить.
И опять вспоминаю епископа Верта: «Присутствие сестры Анны было настоящим благословением для общины и для монастыря. И день смерти сестры Анны должен стать для Вас,сёстры, истинным днём духовного обновления. И ваши слёзы, дорогие сестры, дорогая община, не из маловерия, а из осознания, что вы лишились ценнейшего человека, мудрой советницы, строгой но справедливой наставницы, лишились не бабушки, а матери».
18 июля 2005 года, рано утром, в 5.05 с Анна умерла.
В обращении к сестрам по поводу Аниной смерти Матушка Елена (Хатикова) писала: «Иисус Христос, Господь жизни и смерти, закрыл одну главу в книге своей возрожденной Церкви в России и разрешил нашей с. Анне Мерковской увидеть Его лицом к лицу.
С невыразимой благодарностью мы смотрим на ее жизнь, в течение которой она даже не сотням, а тысячам людей указала дорогу к Церкви и Богу в то время, когда нигде не было ни одного священника. <…>
С. Анна и в дальнейшем оставалась в формационном доме единственной старшей по возрасту сестрой. Все остальные сестры были очень молодые. Благодаря возрасту и пережитой нужде (трудностям), с. Анне было легче противостоять духу времени и держать ясное направление в жизни. Этим она очень помогала нам всем.
Она была не только живой книгой истории последних 80-ти лет, – но намного больше, – человеком, который может вести людей к Богу своим живым личным отношением к Нему, катехизациями, словами или просто своим примером, своим послушанием, своим смирением, своей любовью. По словам Епископа Иосифа Верта, который знал с. Анну со своего детства, и позже – как священник и исповедник, ее молитвенная жизнь достигала мистики. <…>
С. Анна старалась ходить в храм настолько долго, насколько могла,. Но когда дорога из нашего дома до храма (5 минут ходьбы) стала выше ее сил, она вынуждена была оставаться дома. Здесь, в монастырской часовне, священник совершал Святую Мессу – только по четвергам, иногда — в субботу, и в последнее время – всегда на русском языке. Так как все новые постулантки и послушницы нуждались в русском языке для развития и формирования их духовной жизни, а также из-за нарастающей тугоухости, с. Анна все больше становилась изолированной от общины нашего дома. Она принимала это, как жертву. Но в душе она никогда не уходила от нас. С. Анна долго ждала смерти. В отличие от множества других людей, она просила смерти у Бога, чтобы, наконец, увидеть Его. Но даже в этой просьбе она не перешагивала границ послушания. Она не хотела делать Богу предписаний, но давала ясно понять, что она всегда готова.
День похорон был наполнен необычным покоем. Два дня гроб с. Анны находился в нашей часовне. Соседи и прихожане приходили, чтобы попрощаться и помолиться. Сестры из Томска, Новосибирска, Астаны и Караганды успели приехать до того, как гроб был перенесен на Реквием в храм Христа-Царя, освященный в 1993 г. Своим титулом храм, в некотором смысле, «обязан» с. Анне. После того, как возрожденная община католиков в Марксе купила в 1985 г дом для молитвы, его перестроили на настоящий маленький храм. На Торжество Христа- Царя в 1985 г верующие молились в нем в первый раз. С. Анна, которая в то время руководила молитвой, часто трогательно рассказывала об этом, вспоминая множество подробностей.
Реквием за нашу умершую сестру совершили Епископ Клеменс Пиккель (Саратов), Епископ Иосиф Верт (Новосибирск), Генеральный Викарий Епископа Клеменса Пиккеля, о. Майкл Скрин MSC, и о. Алоиз Парг SJ. Независимо друг от друта Епископ Клеменс и Епископ Иосиф в своих проповедях нарисовали две похожие картины: любви к Богу и верности, послушания и смирения, надежды и радости, – если сказать коротко: о всем том, что мы находили, когда встречали с. Анну.
Почти 200 верующих приняли участие в похоронах. Сестры несли гроб с. Анны, сделанный из досок, которые много лет назад приготовила она сама. <…>
Маркс еще никогда не переживал такие красивые похороны. Когда-то цветущая земля на Волге, в которую Господь ввел нашу с. Анну 16 лет тому назад, теперь очень бедна во всех отношениях – материально, духовно, морально. Жизнь и смерть с Анны были одной слезой любви Бога в пустыне. Маленькая дощечка с надписью на немецком языке прибита к деревянному кресту: «Вечный покой даруй ей Господи. И вечный свет да светит ей. Даруй ей отдохнуть в мире. Аминь».
Материал подготовила с. Наталья Ивашковская SJE