Рождественское послание всем верным в Епархии Святого Климента в Саратове
Наступило время празднования одного из самых великих торжеств народа Нового Завета – Рождество Христово, время благодарения и поклонения, время радости и мира. Но не все одинаково могут радоваться в эти дни, причин чего может быть много. Самая серьезная из них – это неверие. Даже, если радость как будто есть, для неверующего во Христа в эти дни она не может быть такой глубокой, как у того, который — смотря на Младенца Иисуса — созерцает тайну любви Бога к человеку. А разве все верующие умеют созерцать тайны Бога?
Итак, мы быстро подошли к вопросу, который нам и раньше служил исходным пунктом нашего размышления: Кого можно назвать верующим христианином, кого нет? Ведь возрастание в вере всегда возможно. Крещение – особенно в странах запада и востока, где христианство сегодня считают традиционным вероисповеданием – к сожалению, не обязательно является ответом на вопрос о вере. Поэтому я сегодня предлагаю именно такой ответ: Верующий христианин — это тот, который в своем сердце готов поклониться Сыну Божьему в яслях.
Однажды волхвы с востока стояли перед этой весьма нелегкой задачей. После длинной, полной препятствий дороги, они должны были совершить последний этап пути на другом — на внутреннем — уровне. Когда они увидели Младенца — Того, Которому принесли дорогостоящие дары своей преданности — в вертепе, они должны были отказаться от своих представлениях о Нем и Его власти. Стоило ли вообще Новорожденному малоимущих родителей отдать драгоценные сокровища? Волхвы дошли до Него. Они совершили внутренний путь – который не измеряется в километрах – и поклонились бедному Младенцу в яслях. Где-то в последних шагах, а может быть и вообще уже на коленях, волхвы с востока стали верующими и обрели небывалую радость. Золото, ладан и смирна ушли на задний фон, когда волхвы подарили самих себя.
А мы?
Наступило время празднования одного из самых великих торжеств народа Нового Завета – Рождество Христово, время благодарения и поклонения, время радости и мира. Но не все одинаково могут радоваться в эти дни, причин чего может быть много. Самая серьезная из них – это неверие. Даже, если радость как будто есть, для неверующего во Христа в эти дни она не может быть такой глубокой, как у того, который — смотря на Младенца Иисуса — созерцает тайну любви Бога к человеку. А разве все верующие умеют созерцать тайны Бога?
Итак, мы быстро подошли к вопросу, который нам и раньше служил исходным пунктом нашего размышления: Кого можно назвать верующим христианином, кого нет? Ведь возрастание в вере всегда возможно. Крещение – особенно в странах запада и востока, где христианство сегодня считают традиционным вероисповеданием – к сожалению, не обязательно является ответом на вопрос о вере. Поэтому я сегодня предлагаю именно такой ответ: Верующий христианин — это тот, который в своем сердце готов поклониться Сыну Божьему в яслях.
Однажды волхвы с востока стояли перед этой весьма нелегкой задачей. После длинной, полной препятствий дороги, они должны были совершить последний этап пути на другом — на внутреннем — уровне. Когда они увидели Младенца — Того, Которому принесли дорогостоящие дары своей преданности — в вертепе, они должны были отказаться от своих представлениях о Нем и Его власти. Стоило ли вообще Новорожденному малоимущих родителей отдать драгоценные сокровища? Волхвы дошли до Него. Они совершили внутренний путь – который не измеряется в километрах – и поклонились бедному Младенцу в яслях. Где-то в последних шагах, а может быть и вообще уже на коленях, волхвы с востока стали верующими и обрели небывалую радость. Золото, ладан и смирна ушли на задний фон, когда волхвы подарили самих себя.
А мы?
Братья и сестры, вера как нерушимая основа христианской радости в наше время, к сожалению, не является само собой разумеющейся предпосылкой, даже внутри Церкви. Я думаю, именно поэтому Папа Бенедикт XVI недавно объявил целый «Год веры», который начинается в день пятидесятой годовщины Открытия Второго Ватиканского собора, 11-го октября 2012 года. В тексте объявления «Года веры» Папа напоминает о словах своей проповеди в день интронизации: «Церковь и пастыри в ней должны, как Христос, пуститься в путь, чтобы вывести людей из пустыни, привести их к месту жизни, к дружбе с Сыном Божиим». Дружба со Христом – подлинный признак живой веры. Свою озабоченность об этой дружбе, даже среди христиан, Папа формулирует так: «Бывает нередко, что христиане заботятся больше о социальных, культурных и политических действиях своей воцерковленной жизни, но при этом рассматривают веру еще в качестве естественной предпосылки жизни. Но на самом деле, предпосылка в такой форме больше не существует, вплоть до того, что ее даже иногда отрицают».
Возлюбленные, нынешнее празднование Рождества Христова может стать нам очень подходящим началом рассмотрения и обновления нашей веры. Каждый из нас должен знать существенное содержание католического вероисповедания как на «красный диплом», а на практике, в повседневной жизни, поступать так, как эта вера нас учит. Вышеназванная дружба со Христом делает это возможным. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». (Фил 2,6.7) Сегодня Он вновь предлагает свою дружбу всем людям, сделавшись Младенцем в яслях. Какой ответ на это предложение может быть более человеческим, т.е. достойным человека, чем поклонение?!
Братья и сестры, начиная подготовку на «Год веры», мы со временем неизбежно будем сталкиваться с трудностями на пути. Нам нужна помощь. Церкви нужны пастыри. Я помню мой приезд в одну деревню, где все были крещенными, но последнего священника в окрестности видели за 61 год до моего приезда. В это время вера людей невольно перемешалась с различными суеверными практиками. Они себя называли христианами, но Христа не знали. Сегодня, живя уже больше 20-ти лет в религиозной свободе, мы имеем священников, которые самоотверженно проповедуют нам слово Божие и преподают таинства, которые вводят в зрелое христианство во благо Церкви и общества. Но их мало. А в духовных семинариях не учится ни один молодой человек из нашей епархии. О чем это говорит? «Духовные призвания к священству и монашеству являются индикатором жизни поместной церкви». Это не я сочинял, но я это принимаю всерьез, и не могу противоречить. Да, призвание дает Бог, не мы. И все же, в отсутствии подготавливающихся молодых людей на священство лежит призыв к испытанию совести и к действию, всем нам.
В заканчивающемся году у меня было много встреч с молодежью. С радостью я вспоминаю Всемирную встречу молодежи в Мадриде, куда я сопровождал 150 юношей и девушек из России. Помню также и мои посещения приходов нашей епархии. В итоге бесед и всего, что видел, я не боюсь сказать, что духовные призвания у нас есть. Молодежь интересуется, молится, исповедуется, переписывается на тему призвания и много другое, но все до одного момента: То, для чего не хватает смелости, это первый шаг: родителям, друзьям или настоятелю — сказать …, заявление — написать …, противоречивые планы — отменить … Не бойтесь, возлюбленные юные друзья! Когда Иисус говорит «Следуй за мной!», что может быть красивее? Не откладывайте то, что нужно делать сейчас! Я могу себе представить аргументы «против», ведь сам когда-то пытался Богу и себе доказать, что не подхожу: «Почему именно я? Я человек грешный, я не достойный! Наверное, не выдержу. Бог слишком тихо говорит, я сомневаюсь, не понимаю! Могу людям делать добро на другом месте», и так далее, и так далее. Но призвание — это не вознаграждение, а любовь. Призвание – это самое серьезное и самое великолепное предложение твоей жизни! Не бойся! Бог поможет. И еще как!
Братья и сестры, возьмите просьбу о духовных призваниях с собой к яслям! Младенец, перед которым приклоняем колени, тот же Сын Бога, который однажды обещал: «Просите, и дано будет вам». Церковь без священников — это Церковь без Евхаристии, без таинства примирения. Второй раз она этого не выдержит. Давайте, умолять Его вместе, чтобы Его дружба победила тьму в сердцах Его братьев и сестер, во оживление и укрепление нашей веры! Да поможет нам Сын Бога и его пречистая Матерь Мария!
Всех вас я поздравляю с Рождеством Христовым и прошу нести духовный свет Вифлеемский в ваши дома, а также больным и одиноким, да будет великая радость всем людям доброй воли!
Епископ Клеменс Пиккель
Ординарий Епархии Святого Климента в Саратове
Саратов, 19 декабря 2011 г. после Рождества Христова
(Фигуры Вифлеемского Вертепа работы Винсента Шрайнера. Кафедральный собор в Саратове)