В Кафедральном Соборе Петра и Павла в Саратове 15 марта 2014 года состоялось открытие выставки о Соборе Саграда Фамилия (Барселона, Испания) и о его авторе — архитекторе Антонио Гауди. Выставку подготовил Культурный центр «Духовная библиотека». А привез ее в Саратов руководитель общины «Помнящие Господа» из Москвы — Жан Франсуа Тири. Открытие выставки прошло в рамках Великопостных Духовных упражнений для саратовской молодёжи. Своими впечатлениями о выставке поделилась одна из участниц встречи, Ирина Цыбина.
Безумство Гауди
В субботу 15 марта в приходе Святого Климента в Саратове произошли два знаменательных события. Первое событие — это День памяти Святого Клеменса Марии Хофбауэра — покровителя нашего дорого Епископа. Второе — приезд долгожданных гостей из Москвы — руководителя Культурного Центра «Духовная библиотека», члена движения «Общность и освобождение» Жана Франсуа Тири и его помощников.
Приехали они не только для проведения Духовных упражнений для саратовской молодежи, но и привезли выставку фотографий о Соборе Святого Семейства в Барселоне (Саграда Фамилия) и о его архитекторе — Антонио Гауди.
Большие баннеры с фотографиями были размешены в холле Кафедрального Собора, где каждый желающий мог познакомиться с грандиозным творением гениального Гауди.
Собор, строительство которого началось в 1882 году и продолжается по сей день, стал для Гауди-архитектора делом жизни, а для Гауди-христианина и человека — целью жизни, его разговором с Богом.
Когда 31-летний Антонио приступил к возведению храма, он не был особо верующим, хотя и происходил из католической семьи. Но по мере возрастания Саграда Фамилия к небу, возрастает и вера Гауди. Можно сказать, что собор построил человека. Вернее человек позволил Богу «построить» его так, как угодно Ему.
Кто-то скажет, что это безумие… Но и сам Собор Святого Семейства является безумно гениальным творением безумно гениального архитектора.
Строительство последнего величайшего собора Европы планируется завершиться 2026 году. Гауди сознательно идет на увеличение первоначальных размеров храма, спроектировав его так, чтобы не увидеть окончание своей работы, т. к. строительство превосходит срок человеческой жизни, как в средние века. Гауди говорил: «Мой заказчик не торопится, потому, что мой заказчик — Господь».
Примечательно, что освещение собора произошло спустя почти 120 лет, и было совершено Папой Бенедиктом XVI в 2010 году.
Сам Саграда Фамилия поражает не только своими огромными размерами, но и разнообразием художественных форм и фактур, смешением разных архитектурных стилей. Он соединяет в себе современное христианское сознание со всей историей Церкви и искусством, на протяжении многих столетий создававшимся силой веры. Олицетворяет собой глубокое единство старого и нового, традиции и современность.
Конечно, фотографии не могут передать всего великолепия и красоты собора. Но даже на них видно созданное Гауди и его строителями внутреннее и внешнее пространство церкви. Это пространство веры, надежды и любви.
Но не меньше потрясает личность самого Антонио Гауди. Будучи маленьким мальчиком, он постоянно болел и много времени проводил, лежа в постели, от этого у него развилось необыкновенная наблюдательность. Наблюдал за деревьям и цветами… Сама природа подсказала ему смысл архитектуры. Именно через болезнь Бог призывает Гауди стать архитектором.
Он был удивительно скромным человеком, одевался всегда просто. Поэтому, когда 7 июня 1927 году архитектор попадает под трамвай, его принимают за нищего и относят в приют для бездомных. Там он проводит три последних дня своей жизни, умирает, подражая в своей смерти нищете и «безумству» Христа.
Антонио Гауди умер в 1927 году достроив, только один фасад Собора. Даже здесь проявив свое «безумство», как бы отказываясь от своего авторства, он передает воздвижение храма самому народу Каталонии. «Мы полностью выстроили один фасад собора, чтобы его красота не дала бросить строительство», — говорит архитектор. Он предлагает метод самого Творца. Бог мог сразу изменить весь мир, но Он построил в мире маленький мир, который называется Церковь, чтобы люди, смотря на этот маленький фрагмент, могли поддерживать строительство всего большого мира.
Гауди ответил на призыв Господа величайшим «безумством». Но христианство и есть «безумство»!
Ирина Цыбина, Саратов