Страстная Пятница: в смерти — Жизнь

«И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет». Ин 12, 32-33.

Сегодня мы совершали Литургию Страстной Пятницы – чтение Страстей Господа от Иоанна, особенную молитву о всем мире, поклонение Кресту. Владыка Клеменс совершал это богослужение в Кафедральном Соборе в Саратове.

В проповеди он объяснил смысл начала сегодняшней Литургии – когда священники простираются ниц перед алтарем. Кроме величайшей скорби и траура, этот жест напоминает и о молитве Иисуса в Гефсиманском саду и означает всецелое предание Сына воле Отца. Также Владыка остановился на некоторых словах из текста сегодняшнего Евангелия, размышляя о сокрытых в них знаках. Например, цельнотканый хитон – это одежда Первосвященника, что указывает на Священство Иисуса. Слово «Жажду!» говорит о жажде Господа о спасении душ. Цитата: «Кость Его да не сокрушится» указывает на Жертву Иисуса – Пасхального Агнца. А слово «сад» — на том месте, где Он распят – заставляет вспомнить о райском саде, который утратил ветхий Адам, но в который Бог вернул искупленного Новым Адамом человека.

Там, где все казалось конченным (в смерти на кресте), там Бог полагает новое начало. Древо Креста стало древом Жизни.

Крест и Воскресение Христовы неразрывно связаны друг с другом. После чтения Страстного Евангелия, после расширенной молитвы верных, почитание Креста занимает центральное место в богослужении Страстной Пятницы. Конечно, мы почитаем не виселицу, не место крушения, а Древо жизни, знамя Победы, источник Святого Духа: «Тайна веры: в смерти – Жизнь».