Неделя молитв о единстве христиан 2025: введение в тему

«Веришь ли сему?» (Ин 11, 26)

В 2025 году молитвы и размышления для Недели молитв о единстве христиан были подготовлены братьями и сестрами монашеской общины Бозе на севере Италии. На этот год приходится 1700-я годовщина Первого Вселенского Собора, состоявшегося в Никее, недалеко от Константинополя, в 325 году от Р.Х. Этот юбилей дает уникальную возможность осмыслить и исповедовать общую для всех христиан веру, изложенную в Символе, сформулированном на этом Соборе; веру, которая остается живой и действенной в наши дни. Неделя молитв о единстве христиан 2025 года приглашает обратиться к этому общему наследию и глубже проникнуться верой, объединяющей всех христиан.

Никейский собор
В созванном императором Константином Никейском соборе приняли участие, согласно традиции, 318 отцов, главным образом с Востока. Церкви, совсем недавно вышедшей из периода катакомб и гонений, оказалось непросто сохранить единую веру в многообразном культурном и политическом контексте того времени. Чтобы достичь согласия по формуле Символа веры, было необходимо определить важнейшие основы, на которых могли строиться местные общины, признававшие друг друга как церкви-сестры, каждая из которых уважала своеобразие других.

В предшествующие десятилетия между христианами возникали разногласия, иногда перераставшие в серьезные конфликты. Эти разногласия касались таких разнообразных вопросов, как природа Христа по отношению к Отцу, вопрос о единой дате празднования Пасхи и ее связи с еврейской Пасхой, противостояние богословским воззрениям, считавшимся еретическими, возвращение в общину верующих, которые отказались от веры в период гонений.

В утвержденном Собором тексте Символа веры использовалось первое лицо множественного числа: «Мы веруем…». Это подчеркивало идею общей принадлежности к Церкви. Символ веры был разделен на три части, посвященные трем лицам Троицы, за которыми следовало заключение, в котором осуждался ряд воззрений, считавшихся еретическими. Текст этого Символа веры был впоследствии пересмотрен и дополнен на Константинопольском соборе в 381 году, где эти осуждения были изъяты. Это та формула исповедания веры, которую христианские Церкви сегодня признают как Никео-Константинопольский Символ веры, часто называемый просто Никейским Символом веры.

От 325-го года к 2025-му
Хотя Никейский собор установил, каким образом следует высчитывать дату Пасхи, расхождения в толковании впоследствии привели к тому, что праздник часто приходился на разные даты на Востоке и Западе. Хотя мы все еще ожидаем того дня, когда снова сможем ежегодно праздновать Пасху совместно, по счастливому совпадению в нынешнем юбилейном 2025 году это великое торжество будет праздноваться в один и тот же день Восточными и Западными Церквами.

Значение спасительных событий, которые все христиане будут праздновать в Пасхальное воскресенье, 20 апреля 2025 года, не изменилось за прошедшие семнадцать столетий. Неделя молитв о единстве христиан — это возможность для всех христиан глубже познать эту живую традицию, чтобы усвоить ее сообразно современной культуре, которая сегодня еще более многообразна, чем культура христианского мира времен Никейского собора. Совместное следование апостольской вере сегодня не требует того, чтобы входить заново в прошлые богословские споры, продолжавшиеся на протяжении столетий, но скорее призывает к молитвенному перечтению библейских истин и церковного опыта, которые стали основой этого собора и его решений.

Библейский текст для Недели молитв
Именно в виду этого был выбран основной библейский текст из Евангелия от Иоанна 11, 17–27. Тема этой недели, — «Веришь ли сему?» (ст. 26), — это слова из диалога между Иисусом и Марфой, когда Он посетил дом Марфы и Марии в Вифании после смерти их брата Лазаря, как об этом повествует евангелист Иоанн.

В начале главы говорится, что Иисус любил Марфу, Марию и Лазаря (ст. 5). Однако, когда Ему сообщили, что Лазарь тяжело болен, Иисус отвечал, что его болезнь «не к смерти», но что Сын Божий «прославится» через нее» (ст. 4), и еще два дня оставался на том же месте. Когда Иисус наконец пришел в Вифанию, несмотря на предостережение, что он рискует быть побитым камнями (ст. 8), Лазарь был «уже четыре дня в гробе» (ст. 17). Обращенные к Иисусу слова Марфы выражают ее разочарование по поводу Его позднего прибытия, и даже, возможно, содержат долю упрека: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (ст. 21). Однако сразу же за этим восклицанием следует исповедание веры в спасительную силу Иисуса: «Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (ст. 22). Когда Иисус уверяет ее, что ее брат воскреснет (ст. 23), она отвечает, подтверждая свою религиозную веру: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (ст. 24). Но Иисус ведет ее дальше, провозглашая Свою власть над жизнью и смертью, и прямо говорит о том, что Он Мессия. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек» (ст. 25–26). После этого поразительного заявления Иисус бросает Марфе вызов, задав ей прямой и глубоко личный вопрос: «Веришь ли сему?» (ст. 26).

Подобно Марфе, христиане первых поколений не могли оставаться равнодушными или пассивными по отношению к этим словам Иисуса, испытывавшим их сердца. Они искренне стремились дать внятный ответ на вопрос Иисуса: «Веришь ли сему?» Никейские отцы стремились найти слова, которые охватили бы всю тайну воплощения и страстей, смерти и воскресения их Господа. Ожидая Его возвращения, христиане повсюду в мире стремились вместе свидетельствовать об этой вере в воскресение, которая для них является надеждой и радостью, чтобы следовать за ней со всеми народами.

Экуменическое богослужение Слова Божия
В год юбилея Никейского собора экуменическое богослужение Слова Божия во время Недели молитв сосредоточено на осмыслении и исповедании веры, как лично, так и совместно — как «Я верую», так и «Мы веруем». Библейский текст, из которого взята тема недели, с его трудным вопросом «Веришь ли сему?», читается в форме диалога между тремя чтецами и собранием. После краткого введения, посвященного Первому Вселенскому Собору, следует вступительная молитва, вдохновленная писаниями Климента Римского (ок. 35–99), и затем звучат чтения из Ветхого и Нового Завета.

После проповеди диалог между чтецами и собранием продолжается, вторя беседе между Иисусом и Марфой. Участники приглашаются в качестве знака общей веры поделиться друг с другом пламенем свечи как знаком света Воскресшего Христа. После чего все вместе читают Никейский Символ веры.

Прошения, основанные на писаниях Отцов Церкви со второго по восьмой век, призывают к возрастанию в вере и совместному свидетельству о Боге, Отце, Сыне и Святом Духе перед миром. Затем все присутствующие читают Молитву Господню и получают благословение.

Полный текст Экуменического богослужения можно прочитать на сайте «Сибирской католической газеты»