Умереть в смертном грехе, не покаявшись и не приняв милосердной любви Божией, означает навсегда остаться по своему свободному выбору в разлуке с Ним. Это состояние окончательного самоисключения из общения с Богом и блаженными называется «ад». Церковное учение утверждает, что ад существует и что он вечен. Души тех, кто умирает в состоянии смертного греха, после смерти немедленно нисходят в ад, где претерпевают адские муки, «огонь вечный». (Катехизис Католической Церкви 1033, 1035)
Грехи бывают смертными и повседневными. Человек, совершивший смертный грех и не раскаявшийся в нём, попадает в ад (вечное наказание). От ада человека спасает только раскаяние в содеянном смертном грехе, а также Таинство Покаяния и исполнение наложенной епитимьи.
Человек, совершающий повседневные грехи, в ад не попадёт, но он также обязан исповедоваться в своих грехах и исполнять наложенную на него епитимью.
Но за прощённые и отпущенные грехи всё равно нужно будет понести временное наказание (чистилище). Ещё в Ветхом Завете не раз появляется мысль о том, что за содеянные грехи, хоть и прощённые, в любом случае нужно понести наказание. Вот как говорится об этом в Книге Исхода: «И прошёл Господь пред лицем его, и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания…» (Исх 34,6-7).
В Новом Завете также подчёркивается, что Отцовская Любовь не исключает наказания, но это наказание всегда нужно понимать в рамках милосердного правосудия, которое для самого человека возвращает нарушенный им порядок: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает…» (Евр 12,6-11). Страдания в чистилище – это и есть наказание, которое мы должны понести за отпущенные нам грехи.
Индульгенция же – это полное или частичное снятие наказания, положенного за грехи, в которых мы уже исповедовались.
Индульгенция – это дар Бога, и его плоды выходят за рамки человеческого вклада и несоразмерны с ним. Мы не можем сказать, что данную благодать (индульгенцию) мы заслужили нашими поступками. Это всегда символический жест, непропорциональный к нашим заслугам.
Церковь правомочна уделять индульгенции из своей сокровищницы, куда вошли страдания Иисуса Христа, пожертвованные за человечество; куда вошли заслуги Матери Божьей и святых, причём, святых не только канонизированных Церковью, но и всех тех святых, чьи имена известны только Богу. В эту сокровищницу Церковь собирает добрые дела миллионов людей – жертвы всех тех, кто своими поступками сострадают Христу (страдают вместе с Ним) и тех, кто сорадуются с Ним – ведь радость в единении со Христом также имеет искупительную силу: радость, восхищение и благодарение за красоту мира. Хвала, воспетая св. Франциском, имеет не меньшую искупительную силу, чем его страдания во Имя Иисуса Христа. Нам тоже стоило бы почаще восхвалять и благодарить Бога за созданный Им мир.
Всё это вливается в сокровищницу Церкви, и всё это даёт возможность Церкви, черпая из сокровищницы, распределять благодати нуждающимся – живым и умершим.
Индульгенция – это благодать, ниспосланная Богом, Который видит наши усилия, желание помочь ближнему, желание стать другим человеком – видит и снимает с нас наказание, хотя мы и не заслужили этого. Бог хочет нам помочь – и мы должны открыть Ему дверь. Наше покаяние, молитва, наше прощение ближнего, наше смиренное несение креста – это знаки того, что дверь нашего сердца открыта. К сожалению, мы часто закрываем на замок эту дверь и делаем себя недоступными для Бога – ведь Бог никогда никому ничего не навязывает. Лишь Сердце Матери Божьей никогда не имело замка. Бог охотно прощает наказание во имя Матери Божьей. И при этом в счёт идёт не столько наша жертва как почитателей Богородицы, сколько величие нашей любви (которая может выразиться и в жертве). Важно то, насколько сильно мы хотим воздать хвалу Пресвятой Деве. Если мы помним о Ней в дни Её праздников, если возносим к Ней Её любимые молитвы, в первую очередь – Св. Розарий, Бог склоняется над нами и с любовью очищает нас от последствий греха своими благодатями.
Сегодняшние нормы, касающиеся индульгенций, были систематизированы и установлены Папой Павлом VI в Апостольской Конституции «Indulgentiarum doctrina» от 1 января 1967 г. На основании этой Конституции был разработан новый перечень индульгенций (см. «Enchiridion indulgentiarum» от 29 июня 1968 г.). Вместо прежних индульгенций, отсчитываемых в количестве дней, недель, лет, были введены индульгенции полные или частичные – в зависимости от того, освобождают они от временного наказания за грехи полностью или частично.
Полученные индульгенции, как уже говорилось выше, можно также передавать – но не живым, а пожертвовать за умерших, чтобы сократить их страдания в чистилище и помочь им как можно быстрее попасть в Царствие Небесное.
Индульгенции, даруемые Церковью, зависят от многочисленных деяний, которые предлагается совершить христианину. Индуль- генцию можно, например, получить, совершая дела милосердия, посещая кладбища, больных, узников, совершая паломничества в места, определённые Церковью, молясь о Святейшем Отце, а также читая те молитвы, которые помогают человеку достичь состояния особого единения с Богом (например, св. Розарий, Крестный Путь).
Семья Щетинских