Возлюбленные братья и сестры!
Напишу вам это мое рождественское послание в четвертое воскресенье Адвента, т.е. за пять дней до Рождества Христова. Это имеет значение, потому что сегодня, 20-го декабря, мы все во время Святой Мессы услышали маленькое чтение из книги пророка Михея. И по-христиански мы поняли, что речь в его пророчестве идет об Иисусе Христе. Именно Он — тот, который грядет и – как Михей пишет – «будет мир» (Михей 5,5). Это рождественская весть: мир!
Формулировка Михея необычна тем, что гласит: «И будет Он мир». — Бывает перемирие. Можно заключить мирный договор, протянуть руку, … Но «быть миром», это еще что-то другое. Попробуйте выразить одно и другое жестом: сначала «предложение мира» … а потом … «быть миром». Второе сложнее, правда? Чтобы быть миром, не хватает руки, но нужно иметь силу в своем сердце и свет.
Когда Иисус после Своего воскресения явился ученикам при запертых дверях, Он приветствовал их словом «Мир вам». Это было что-то большее, чем слово.
Во время одного из явлений в Фатиме, Пресвятая Богородица открыла свои руки, и дети в тот момент ощутили – можно бы сказать – любящее сердце Марии и большой мир, а может быть, самого Иисуса. Он – мир.
Когда ангелы на поле пастухов, недалеко от Вифлеема объявили рождение Спасителя, они использовали следующие слова: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Братья и сестры, этот мир рождественской ночи – дар Бога. Этот мир – Господь Христос. В Нем сила Всемогущего. Он Свет, который пришел в мир. В Нем, в Его Сердце, есть место для каждого человека. Для каждого!
Ответ людей на этот дар Бога мы знаем: Христа – мир Бога – распяли. Кажется даже, что мы лучше знаем ответ людей в то время, чем свой собственный ответ. Поэтому, дорогие, давайте вспомним, что Рождество Христово — это праздник и вызов!
В этом году мы имеем прекрасную возможность поразмышлять над тайной Воплощения Бога в свете «Юбилейного года милосердия». Смотря на Младенца в яслях и внимая призыву к милосердию, мы не потеряем равновесия, настроения или терпения: «Конечно, Младенца надо любить, … Любим!»
Но когда этот Младенец начинает солидаризироваться с другими, которые нас не любят, и которые, вообще …! Тогда, мягко говоря, становится трудно быть Его учеником. Причем «наш» Младенец не только любит беженцев, бездомных, попавших в какую-нибудь зависимость и, например, заключенных, но также надоедливых, обидчиков и тех, которые причиняют нам (и Ему) зло. Бог любит без границ! Он стал человеком и для несправедливых, и для коррумпированных и даже для террористов. Не так ли?
«Ненавидеть грех, но любить грешника» — это иногда одна из очень тяжелых задач в христианской жизни, которые мы не можем упускать из виду, в том числе, во время решения конфликтов.
Папа Франциск поставил над «Юбилейным годом милосердия» цитату из Евангелия от Луки: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». (Лк 6,36) В этом призыве звучит аванс доброты, безвозмездность, мир.
Дорогие братья и сестры, в эти рождественские дни в конце конкретного 2015 года, смотря на Младенца в яслях, я спрашиваю Бога с трепетом и благодарностью словами одного из псалмов: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс 8,5) – И в ответ я слышу безмолвную просьбу любящего меня Богомладенца: «Помоги Мне! Будь милосердным, как Отец наш милосерд».
Да благословит Он наши добрые намерения удачей в осуществлении, наши сердца — радостью и всех людей — миром.
С любовью во Христе,
Ваш епископ Клеменс Пиккель
Саратов, 20 декабря 2015 г.