Призыв к Великому Посту 2012 г.
Дорогие братья и сёстры,
Молитва и пост существенно относятся к жизни учеников Христа, так как и Иисус молился и постился 40 дней в пустыне (ср. Мф 4, 2). Наш сорокадневный пост является подготовкой к празднованию смерти и воскресения Иисуса Христа. Пепельная Среда и Страстная Пятница – самые значимые дни поста в течение Литургического года. В эти дни, которые мы называем днями «строгого поста», предписывается – самое многое – лишь один раз поесть досыта и строго (т.е. категорично) отказаться от всего мясного. Дети, больные и старики должны участвовать в посте хотя бы символически.
Все пятницы в течение года напоминают нам о страстях и смерти Господа, поэтому мы по пятницам отказываемся от мясных блюд или подтверждаем свою принадлежность распятому Воскресшему другим способом: конкретными делами любви к ближнему или духовными упражнениями. В наших семьях мы стараемся вести образ жизни, который способствует покаянию, как обновлению во Святом Духе. Дети учатся на примере взрослых, что отказ может быть драгоценным. Шумные увеселения противоречат духу покаяния и сосредоточения во время поста.
Нехорошо снаружи сравнивать и оценивать, в какой Церкви больше поста, где он лучше, строже и т. д. Вспомните слова святого Павла Коринфянам: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». (1Кор 13,3) Но, конечно, пусть это не будет оправданием для ленивых и нерешительных. Великий пост – это вызов и шанс, который ждет нашей реакции. Неслучайно я выбрал цитату Папы Бенедикта XVI для февральского листа нашего епархиального календаря: «Церковь как целое и пастыри в ней подобно Христу должны отправиться в путь, чтобы вывести людей из пустыни к местам жизни – к дружбе с Сыном Божьим…» (Porta fidei, 2). Запланируйте свое время Великого поста! Евангелие с Пепельной Среды дает нам четкое направление в трех словах, которые звучат: Милостыня, молитва и пост.
В центре Пасхального времени, охватывающего период с Пепельной Среды до Пятидесятницы, находится Евхаристия, как Таинство Пасхальной Мистерии, из которой рождается Церковь. Поэтому каждый католик, осознавая, что Жертва на Кресте и Евхаристическая Жертва являются одной Жертвой, хотя бы в это время, с благодарностью и смирением приступает к Таинству Евхаристии. Условиями для этого являются вера, примирение и отречение от греха. Таким образом, пасхальная исповедь является для каждого из нас особенной благодатью. В случае тяжелой вины, она обязательно необходима перед принятием Святого Причастия.
Евхаристия – вершина всех Таинств. В Причащении принимая Сына, мы соединяемся с Отцом во Святом Духе. Кто не может принимать Святую Евхаристию в Таинстве, призван к духовному Причастию, чтобы возрастать в единстве со Христом и христианами.
Да благословит нас и наши добрые начинания Всемогущий и милосердный Бог – Отец и Сын и Дух Святой. Аминь.
Епископ + Клеменс Пиккель
Ординарий Епархии Святого Климента в Саратове