В преддверии Великого Поста я хотел бы поделиться с вами некоторыми полезными соображениями, касающимися пути обращения, как индивидуального, так и общинного. Эти соображения вдохновлены словами Святого Апостола Павла: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8,9). Апостол писал христианам Коринфа, желая подвигнуть их на щедрую помощь испытывающим нужду верным Иерусалима. Но что значат эти слова св. Павла для нас, христиан, сегодня? Что означает для нас сегодня этот призыв к бедности, к евангельской бедности?
Благодать Христова
Во-первых, этот призыв демонстрирует нам образ действий Бога. Он открывает Себя не через мирские власть и богатство, а через слабость и бедность: «будучи богат, обнищал ради нас…» Иисус Христос, предвечный Сын Божий, единый с Отцом в силе и славе, предпочел стать нищим, пришел, чтобы быть среди нас и приблизиться к каждому из нас; совлекся Своей славы и уничижил Себя Самого, уподобившись нам во всём (ср. Флп 2,7; Евр 4,15). Бог стал человеком – это великая тайна! Но причина всего этого – Его любовь, любовь милосердная, щедрая, желающая стать рядом, любовь, готовая на жертвы ради любимого. Милосердие, любовь делятся с возлюбленным всем, что имеют. Любовь делает нас похожими, она творит равенство, низвергает стены и преодолевает расстояния. И Бог сделал это нас ради. И в самом деле, Иисус «человеческими руками трудился, человеческим разумом мыслил, человеческой волей действовал, человеческим сердцем любил. Рожденный от Девы Марии, Он поистине стал одним из нас, уподобившись нам во всём, кроме греха» (Gauduim et spes, 22).
Однако обнищав, Иисус не стремился к бедности как таковой, но, как говорит Св. Апостол Павел, сделал это, «дабы вы обогатились Его нищетою». Это – не какая-то игра слов или афоризм. Скорее, это подытоживание Божественной логики, логики любви, логики воплощения и креста. Бог не желал, чтобы спасение свалилось на нас свыше, подобно милостыне, которую некто дает от избытка своего по соображениям альтруизма или благочестия. Не такова любовь Христова! Когда Иисус погружается в воды Иордана и принимает крещение от Иоанна Крестителя, Он делает это не потому, что нуждается в покаянии и обращении; Он делает это, чтобы встать посреди народа, нуждающегося в прощении, посреди нас, грешных, чтобы взвалить на Себя груз наших грехов. Таким образом Он решил утешить нас, спасти нас, освободить нас от наших страданий. Поразительно утверждение Апостола, согласно которому мы были освобождены вовсе не богатством Христа, а Его нищетой. Притом, что Св. Павел прекрасно разумеет «неисследимое богатство Христово» (Еф 3,8), как и то, что Он является «наследником всего» (Евр 1,2).
Так что же это за бедность, которой Христос освобождает и обогащает нас? Это – Его путь любви к нам, Его способ бытия рядом с нами, подобно тому, как Добрый Самарянин был рядом с полумертвым человеком, лежащим на обочине дороги (ср. Лк 10,25 слл.). Это – то, что дает нам истинную свободу, истинное спасение и блаженство, нежность и солидарность Его любви. Нищета Христова, обогащающая нас – это Его готовность принять плоть и взять на Себя наши слабости и болезни, чтобы выразить этим бесконечную Божию милость к нам. Христова нищета – это наше величайшее сокровище: богатство Иисуса – в Его безграничной близости Богу Отцу, в Его неизменном доверии, в Его желании всегда и везде исполнять исключительно волю Отца и воздавать Ему славу. Иисус богат так же, как богато дитя, которое ощущает себя любимым и любит своих родителей, ни на мгновение не сомневаясь в их любви и нежности. Богатство Иисуса заключается в Его сыновстве; Его уникальные отношения с Отцом – это Его исключительная прерогатива как Мессии, который беден. Когда Иисус призывает нас взять на себя Его «иго, которое легко», Он просит нас обогатиться Его «нищетой, которая богата», и Его «богатством, которое есть нищета», чтобы поделиться Своим братским и сестринским Духом, чтобы нам стать сыновьями и дочерьми в Сыне, первородном Брате братьев и сестер (ср. Рим 8,29).
Однажды было сказано, что единственное настоящее горе – не быть святым (Леон Блуа); мы могли бы добавить, что единственная настоящая нищета – жить не так, как положено жить детям Бога, братьям и сестрам Христа.
Наш свидетель
Нам может показаться, что этот путь бедности был путем Иисуса до времени, пока кто-то другой, пришедший после Него, не сможет спасти мир с помощью подходящих людских ресурсов. Но это не тот случай. Бог в любое время и везде продолжает спасать человечество и мир через нищету Христа, Который по-прежнему нищает в Таинствах, в слове и в Своей Церкви, являющейся народом бедняков. Божие богатство не приходит к нам через наше богатство, оно неизменно приходит через нашу индивидуальную и общинную нищету, оживляемую Духом Христа.
Подражая нашему Учителю, мы, христиане, призваны противостоять нищете наших братьев и сестер, иметь с ней дело, сделать ее нашей собственной и предпринять практические шаги, чтобы облегчить ее. Нищета – это не то же самое, что бедность: нищета – это бедность без веры, без помощи, без надежды. Существует три вида нищеты: материальная, нравственная и духовная. Материальная нищета – это то, что обычно называют бедностью, и в ее власти оказываются люди, живущие в условиях, не отвечающих достоинству человеческой личности: лишенные элементарных прав и потребностей, таких как пища, вода, средства гигиены, возможности трудиться, культурно развиваться и расти. Откликаясь на этот вид нищеты, Церковь предлагает свою помощь, свою диаконию, чтобы удовлетворить эти потребности и облегчить узы, исцелить эти уродующие лицо человечества раны. В нищих и отверженных мы видим лик Христа, любя нищих и помогая им, мы любим Христа и служим Ему. Наши усилия направлены также на предотвращение посягательств на человеческое достоинство, против дискриминации и насилия в мире, которые так часто становятся причиной нищеты. Превращаясь в идолов, власть, роскошь и деньги начинают доминировать над принципом справедливого распределения богатств. Наше сознание, таким образом, нуждается в обращении, чтобы усвоить принципы справедливости, равенства, простоты и готовности делиться.
Не меньшую озабоченность вызывает явление нравственной нищеты, заключающейся в рабстве у порока и греха. Сколь тяжко скорбят семьи, один из членов которых – часто это бывает молодой человек – находится в плену алкоголя, наркотиков, азартных игр и порнографии! Сколь многие люди не видят смысла в жизни либо перспектив на будущее, сколь многие потеряли надежду! И сколь многих повергли в этот вид нищеты неправедные социальные условия, безработица, отобравшая у них достоинство кормильцев семьи, отсутствие равного доступа к образованию и здравоохранению. В таких случаях нравственная нищета может рассматриваться как подготовка к самоубийству. Этот тип нищеты, приводящий также к финансовому краху, обязательно связан с духовной нищетой, в которую мы впадаем, когда отворачиваемся от Бога и отвергаем Его любовь. Если мы думаем, что не нуждаемся в Боге, Который протягивает нам руку через Христа, и рассчитываем только на свои силы, то тем самым скатываемся вниз. Только Бог может по-настоящему спасти и освободить нас.
Подлинным лекарством от духовной нищеты является Евангелие: куда бы мы ни пошли, мы называемся христианами, а значит, призваны возвещать освобождающую Благую Весть о том, что прощение совершенных грехов возможно, что Бог больше наших грехов, что Он по собственному выбору любит нас во всякое время, что мы были сотворены для общения с Ним и для вечной жизни. Господь просит нас стать радостными глашатаями этой вести прощения и надежды! Как волнительно переживать радость, провозглашая эту Благую Весть, делиться имеющимся у нас сокровищем, утешая разбитые сердца и даря надежду нашим братьям и сестрам, пребывающим во тьме. Это и означает следовать за Иисусом и подражать Ему – Тому, Кто взыскал нищих и грешников, подобно пастуху с любовью ищущему потерянную овцу. В единении со Христом мы сможем стать отважными первооткрывателями новых путей евангелизации и гуманитарного развития.
Так пусть же, дорогие братья и сестры, в это время Великого Поста вся Церковь проявит готовность нести всем, кто живет в условиях материальной, нравственной и духовной нищеты, Евангельскую Весть о милосердной любви Бога, Отца нашего, готового обнять каждого во Христе. Мы сможем сделать это в той мере, в какой уподобимся Христу, обнищавшему и обогатившему нас Своей нищетою. Великий Пост – это подходящее время для самоотречения; нам следовало бы спросить самих себя, от чего мы могли бы отказаться, чтобы помочь другим людям и обогатить их своей нищетой. И не будем забывать о том, что настоящая нищета причиняет боль: не бывает самоотречения без этого покаянного измерения. Я не доверяю такой благотворительности, которая ничего не стоит и не причиняет ущерба.
Пусть же Святой Дух, в Котором «мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор 6,10), поддерживает нас в нашей решимости и приумножит нашу озабоченность и ответственность перед лицом человеческих нужд, дабы мы смогли стать милосердными и действовать милосердно. Выражая эту надежду, я также молюсь о том, чтобы каждый отдельный верующий и каждая церковная община плодотворно прошли путь Великого Поста. Я прошу всех вас молиться обо мне. Да благословит вас Господь и защитит вас Матерь Божия!
Из Ватикана, 26 декабря 2013 г. Праздник Св. Стефана, Диакона и Первомученика
Материал взят на сайте Сибирской католической газеты — http://sibcatholic.ru/2014/02/05/poslanie-papy-franciska-na-velikij-post-2014-goda/
© sibcatholic.ru