В Кафедральном Соборе Владыка Клеменс рукоположил в диаконы Данила Скачкова

В Торжество Благовещения в Кафедральном Соборе Святых апостолов Петра и Павла Владыка Клеменс рукоположил в диаконы Данила Скачкова. Данил родом из Краснодара, после окончания семинарии проходил практику в приходе Розария Пресвятой Девы Марии и Святой Варвары в Краснодаре. И после рукоположения вернётся туда служить как диакон.

Во вступительном слове епископ представил 12 пресвитеров, собравшихся вокруг алтаря в этот день: (на фото слева направо): о. Хосе Мария Вегас CMF (ВДС в Санкт-Петербурге), о. Анджей Легеч CSsR (Оренбург), о. Сергей Бабаджанян (Настоятель прихода в Краснодаре, родном приходе Данила), о. Мариано Седано CMF (ВДС в Санкт-Петербурге), о. Диогенес Уркиза IVE (Саратов), о. Сергей Тимашов (Ректор Семинарии в Санкт-Петербурге), о. Рауль Апаричио (Таганрог), о. Себастьян Прието Силва SJ (духовный отец семинарии в Санкт-Петербурге), о. Маркус Новотни (Директор Каритас России, Санкт-Петербург), о. Денис Мария Смолко (викарий из Краснодара), о. Боско Маршнер (Маркс).

Проповедь Владыка начал с вопроса: что самое важное в Евангелии о Благовещении, которое мы сегодня услышали?

Все ждали ответ Марии, Её «Да будет мне по слову твоему». Но в молитве «Ангел Господень» на воззвание «Ангел Господень возвестил Марии» мы отвечаем: «И зачала от Духа Святого». Важнее то, что сделал в этот момент Бог. И всё же как много зависит от согласия человека. Мы часто молимся: «да будет воля Твоя». Но поступаем по-другому. Воля Божия — наше счастье. Соглашаться на Его волю — всё, что от нас требуется. Сегодня мы понимаем, что важно согласие и желание Данила в ответ на приглашение Господа. И мы с радостью можем сказать: «Не переживай!» — ты ответил согласием, и теперь Он действует.

Перед рукоположением в диаконы я задам Данилу несколько вопросов. Вопросы не всегда сформулированы так, чтобы их было легко понять без подготовки и размышления. Поэтому я хочу осветить два-три момента.

Данил станет диаконом после 7 лет в семинарии, — но это ещё не значит, что он дошёл. Дошёл — это как о. Владимир Сек SVD, которого вчера положили в гроб. Рукоположение в диаконы — это шаг серьёзный, это шаг с мыслью «назад не хочу». Согласиться стать диаконом — это не значит, вот теперь я стал диаконом, — а потом? — потом священником, а потом? — епископом, — а потом? — … В обряде рукоположения есть момент, когда кандидат, простёршись ниц, лежит перед алтарём, и вся Церковь молится литанию Всем святым. Шаг навстречу Богу —  это шаг вниз. Именно на это Бог просит согласия: на унижение, а не на повышение. Ответ диакона: Да, хочу, служить. «Диакон» переводится как «служитель». Сколько ещё диаконов в нашей Епархии? Неужели один Данил? — Нет, каждый священник и каждый епископ остаётся диаконом навсегда. В сегодняшнем обряде звучит обет навсегда, как в браке.

Данил, ты — диакон, служитель, и станешь братом. В восточной церковной традиции диаконов называют «отец». Я думаю, что можно это слово пропустить. Обращение «отец» звучит в голове как искушение. Иисус сказал: «отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф 23, 9). Мы все братья. Будь осторожен с искушением думать о повышении. Мы служители. Ты станешь братом, войдёшь в общину инакрдинированных священников нашей Епархии. Это первый момент.

Во-вторых хочу коснуться проповеди. С сегодняшнего дня ты начнёшь проповедовать. Ты станешь диаконом в стране, где ты вырос, будешь проповедовать на родном языке, это не будет сложно. У тебя два высших образования, твой запас слов огромен. Но обращай внимание на то, что ты призван проповедовать Слово Божие — не себя, но Его. Мы живём во время коротких сообщений. Людям сложно слушать длинные проповеди. И всё равно помни: проповедуй Его, не себя.

И наконец, диаконы в Деяниях — это те, которых избрали, чтобы ни о ком не забыть. Апостолы должны молиться и проповедовать, но нужны те, кто будет заботиться о бедных. Думаю, ты быстро осознаешь и почувствуешь, что именно эта забота — причина радости. Поэтому желаю тебе после Святой Мессы не всегда стоять с одним и теми же людьми, но замечай тех, кто стоит в стороне и ждёт. Есть семья прихода, церкви, где люди нуждаются во внимании и любви. Замечай бедных, — пусть никто не отойдёт с печалью.

Всё это возможно, только если твоя дружба со Христом живая. Живая — значит растёт. Как дерево. Есть общепринятая практика, чтобы переводить священника в другой приход. И когда священник пробыл в приходе уже 10 лет, кажется, что всё, ему уже нужно уезжать. Как будто он сказал всё, что знал. Если ты сказал людям всё, что знал о Христе, значит, ты не стал Ему ближе за эти годы. Не узнал о Нём ничего нового. Дружба со Христом нужна для священника, как фундамент для здания. Иногда с восхищением говорят: «Он такой толковый! Храм построил, в паломничество нас возил, так хорошо проповедует, навещает больных…» — Без дружбы со Христом это всё напрасно.