Святые Отцы и Учители Церкви, жившие и проповедовавшие евангельскую весть, которую они получили по свидетельству апостолов, в письмах, проповедях, гимнах, подготовили для нас богатое наследие принципов и критериев, позволяющих объединить веру со служением бедным. Вот некоторые из них:
Любовь к нуждающемуся, бедному предпочтительнее всего остального, даже религиозного культа и великолепия храмов: «Не отвращайся от нуждающегося, но все дели с братом твоим и не говори, что это (все) твоя собственность, ибо если вы соучастники в нетленном, то насколько более в тленном?» (Дидахе IV, 8); «Какой смысл в том, что стены наших храмов покрыты жемчугом, а Христос умирает от голода в нищете?» (Святой Иероним).
Материальные блага также предпочтительно уделять тем, кто их не имеет. Тот, кто владеет благами, является лишь их распорядителем: «Хлеб, который вы удерживаете, принадлежит голодному, плащ, который вы держите в своих шкафах, принадлежит тому, кто ходит обнаженным. Обувь, которая гниет в вашем доме, принадлежит тем, кто ходит босиком. Если ты поступаешь так, то ты несправедлив по отношению к тем, кому ты мог бы помочь и не помогаешь» (Св. Василий).
Все блага — творение и дар Божий для наслаждения всех людей. Вот что значит осуществлять справедливость: «Кто не делится своим имуществом с бедными, тот совершает против них кражу и угрожает собственной жизни» (Св. Иоанн Златоуст); «Господь Бог хотел, чтобы этой землей владели сообща все люди, предлагая свои продукты на всеобщее благо, но, к сожалению, корысть распределяет право собственности» (Св. Амвросий); «Не думайте, что вы раздаете бедному из того, что принадлежит вам, но что вы возвращаете ему то, что принадлежит ему. Ибо, что общее и всем дано в пользование, то украдешь, если сохранишь его» (Св. Амвросий).
На протяжении всего Средневековья, в это смутное время, полное конфликтов и контрастов, продолжает зарождаться благотворительная Церковь.На прочном фундаменте, воздвигнутом первыми общинами и святыми отцами,шло возникновение многочисленных социальных инициатив и благотворительных организаций. Великие герои появляются в этот период великих контрастов – такие деятели, как Франциск Ассизский, который защищает образ жизни первых христиан и отстаивает принцип разделения, а не накопительства благ, и Фома Аквинский, который включил социальные проблемы в церковное учение о справедливости, ставя ценность справедливости выше права собственности.
В наше время: Существует Церковь, отличающаяся милосердием и любовью к бедным и слабым. Во всем мире Церковь продолжает свою благотворительную деятельность, оказывая помощь слабым, угнетенным и обездоленным. Такая практика активной благотворительности, дающей социальный ответ на каждую проблему, превратила Церковь в канал распределения богатства среди бедных.
Весь этот накопленный опыт и составил то моральное учение, которое с конца XIX века до наших дней разрабатывалось и провозглашалось как Социальное Учение Церкви.
о. Альфредо Паласиос
Фото: О. Альфредо Паласиос с сотрудниками Каритас на улице Саратова в вещах из социального склада. Знак солидарности с людьми, попавшими в трудные жизненные ситуации.
Полный текст статьи «К цивилизации любви Бога. Социальное учение Католической Церкви. Часть 2» автора Альфредо Паласиоса в епврхиальном журнале «Климент».