РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ЕПИСКОПА КЛЕМЕНСА ПИККЕЛЯ

Священникам, монашествующим и всему верному народу в Епархии Святого Климента в Саратове.

Возлюбленные братья и сёстры!

Быть может, на первый взгляд вам покажется неподходящим начало моего рождественского послания. Ведь мне хочется выразить свою внутреннюю близость особенно с теми, кто ещё в прошлом году мог праздновать Святую ночь с родными и близкими, которых сейчас нет среди нас, потому что они стали жертвами коронавирусной инфекции или других испытаний, несовместимых с жизнью здесь на земле. Знаю, что некоторые совсем недавно потеряли любимого человека.
Отменим Рождество? Отложим на следующий год? Надеюсь, что нет. Сам Бог потерял Своего Сына. И ещё как! Пришествие в мир стало началом конца. «Наверное, не стоило Ему рождаться? Разве Бог не знал, что с Ним сделают?» Знал. Правда, Он ещё немного больше знал. Знал, что Сын победит смерть, и что Он воскреснет. По поводу наших любимых, ушедших из этого мира, Он тоже немного больше знает, чем мы. А мы верим в Него, Который есть Любовь, милосердная Любовь. Эта Любовь даёт нам смелость надеяться и радоваться уже в темноте. «Вера – это птица, которая поёт, когда ночь ещё темна» (Рабиндранат Тагор). Наши сердца хотят не кричать этой ночью, но подключиться к хрупкому восхищению, к первым нотам симфонии Спасения. Ночь тиха. 
Вопрос, который никогда полностью не выходил у меня из головы: почему Бог стал Человеком? Сегодня мы снова стоим перед этой тайной. И я думаю: может быть, пример родителей поможет нам понять? Когда они играют со своими малышами, они не стоят во весь рост перед ними, а делают себя маленькими, становятся на колени, приседают, говорят на их «языке», в котором больше звуков, чем настоящих слов. Конечно, взгляд сверху может дать чувство определённой защищённости. Но ребёнок остаётся ребёнком. Опуститься на уровень глаз позволяет создать непосредственность, помогает маленькому стать большим. В Вифлеемской ночи Бог встал на колени перед нами, на уровень наших глаз.
Но не зашёл ли Он слишком далеко, ниже своего достоинства? Кормушка для скота в хлеву! Пелёнки! Я должен признать, что это, мягко говоря, не самые убедительные доказательства Бога.
Тогда давайте попробуем подойти по-другому: не доказать Он хотел, а показать! Может быть, убогое место рождения Христа уже являлось Его первой проповедью? «Идите ко всем людям», — Он поручит ученикам перед Своим вознесением на небо. «Ищите Меня в хлеву», — говорит сегодня быстро бьющееся сердце Младенца на руках Марии. Он ждёт Тебя, сегодня, не на острове Твоей мечты, а на периферии Твоей повседневной жизни.
Согласен, в чем-то это противоречит всем нашим традиционным представлениям о празднике Рождества! Не закрыть все ставни и создать уютную атмосферу, а выйти придётся, чтобы не проспать Рождество и встретиться с Богом на уровне глаз. Помните, как Иисус в Евангелие от Матфея говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»? Ищите этих меньших в своей повседневной жизни, тех, кого обычно упускаете из виду, ищите нищего брата Иисуса и бедную сестру Его. «Ищите и найдёте». Я могу предсказать, что то, что выглядит как непростое задание, станет подарком сверх всех ожиданий.
Двумя словами «идти вместе» обобщается так называемый Синодальный процесс, в котором Церковь сейчас во всем мире пытается найти ориентир к правильным ответам на вызовы времени. Если поймём всю человеческую жизнь как путь, тогда ночь Рождества — самый звёздный его час. Ведь Сын Бога стал одним из нас, чтобы идти с нами этот путь, с каждым из нас, по вершинам и долинам, в свете и в темноте. Как узнать, действительно ли Он идёт с нами? Часто помогает взгляд назад, на уже пройденный путь. Там мы нередко можем увидеть Его «следы». А в настоящее время? В настоящее время есть общий язык со Христом, дающий нам уверенность. Этот язык называется молитвой. Она может состоять из моих слов; или слушания того, что Он говорит; или когда мы вместе молчим. Ведь и тишина может быть молитвой. «Молитва, это дыхание души», — сказал святой Иоанн Златоуст.
Дорогие братья и сёстры, знаю, что это не библейское слово и не научный подход, но представляю, что первое слово ставшего человеком Бога было очень простое: «Пошли!» Каждому грешному человеку, каждому из нас, в лице Младенца в яслях сказано: «Пошли домой!» Позвольте и помогите — вместе идти!

С любовью во Христе,
Ваш + Клеменс Пиккель
Ординарий Епархии Святого Климента в Саратове

Саратов, Рождество Христово 2021 г.